Педагогическая наука и технологии

Многочисленные попытки найти правильное соотношение теории педагогики и педагогической практики, ответов на вопросы о целях и задачах обучения, мотивации и результативности привели к рассмотрению в отечественной науке попытки технологизировать образовательный процесс - рассмотреть возможность превратить обучение в некое производство с возможным, прогнозируемым, запланированным, заданным и гарантированным результатом. В нашу науку и практику вошло слово «технологии». Естественно, речь идет теперь о педагогических технологиях.

В современной педагогической литературе последних лет довольно часто встречаются и понятие «технологии обучения».

Вообще само слово «технология» как научный термин берет свое начало от греческих «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука).

В дальнейшем понятие «технология» стало использоваться во многих сферах деятельности, приобрело более широкое толкование. Технология связана с определенной системой деятельности, включающей те или иные нормативно зафиксированные способы деятельности, средства, обеспечивающие ее реализацию. С другой стороны, скажем, введение новой технологии ведет к изменению не только самой деятельности, но и вызывает существенную перестройку целевых установок, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

Итак, слово технология может означать искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

А вот технология обучения - это цепочка действий и операций направленных и ориентированных на педагогический результат. То есть использование, применение педагогической технологии может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Педагогическая технология - это диагностично поставленная цель по достижению планируемого результата. Педагогическая технология сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса. Педагогическая технология - прикладная наука, определяющая закономерности функционирования образовательного процесса, то есть процессуальная составная часть дидактики и методики. Педагогические технологии в общем - содержательная техника реализации учебного процесса.

Если вообще говорить об определениях, характеристиках, дефинициях педагогических технологий, то перед нами предстанет довольно пестрая картина:

  • описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков);
  • продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов);
  • системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,
  • ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (дефиниция ЮНЕСКО);
  • система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

С точки зрения научной атрибутики:

  • предмет педагогической технологии - приемы, средства, способы, методы организации обучающей и учебной деятельности в конкретных условиях для гарантированного достижения целей;

Принципиальные отличия от методик: технологии отличаются от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». В педагогических технологиях более ярко представлены процессуальная, количественная и расчетная стороны.

  • цель педагогической технологии - поэтапно реализовывать идеальный процесс обучения в конкретных условиях педагогической практики, гарантирующей достижения планируемых результатов;
  • задачи педагогической технологии - преобразование разработанных в дидактике законов и принципов в эффективные методы преподавания в конкретных условиях.

Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируется на заданный, а не на предполагаемый результат.

К современным педагогическим технологиям сегодня ученые относят:
❖    личностно-ориентированные технологии обучения:

  • технологии педагогических мастерских;
  • технологии обучения как учебного исследования;
  • технологии коллективной мыследеятельности (КМД);
  • технологии эвристического обучения;
  • метод проектов;
  • вероятностное образование (А. М. Лобок62);
  •  развивающее обучение - (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «школа диалога культур» - (В. С. Библер);
  • гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш. А. Амонашвили);
  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е. Н. Ильин);
  • дизайн-педагогика;

❖    предметно-ориентированные технологии обучения:

  • технология постановки цели;
  • технология полного усвоения;
  • технология педагогического процесса;
  • технология концентрированного обучения;
  • модульное обучение;

❖    информационные технологии:

  • информационно-компьютерные технологии;
  • технологии дистанционного обучения;

❖    технологии оценивания достижений учащихся:

  • технология «Портфолио»;
  • безотметочное обучение;
  • рейтинговые технологии;

❖ интерактивные технологии:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технологии проведения дискуссий;
  • технологии «Дебаты»;
  • тренинговые технологии.

Выбор той или другой технологии обучения определяется, прежде всего, спецификой содержания учебного предмета и способом его конструирования. Всякая переделка, реструктуризация учебного предмета влечет за собой перемены в способах преподавания и учения. Стало очевидным и следующее: процесс накопления и основанного на практике отбора систем обучения должен быть совмещен с выбором цели и отработки систем контроля процесса обучения. Этому, собственно, тоже способствует технологизация процесса обучения.

Впервые термин «педагогическая технология» был в нашей стране упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, С. Т. Шацкий и др.). В Педагогической энциклопедии 30-х годов педагогическая технология была представлена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. Сюда было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.

В середине 60-х гг. прошлого века содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом, где было определено два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах (США, Япония, Франция, Италия). Сторонники первого утверждали необходимость применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго направления видели главное в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса.

К началу 70-х годов была осознана необходимость модернизации различных видов учебного оборудования и учебных предметных средств как необходимого условия, без которого просто не работали прогрессивные методики и формы обучения. Таким образом, к концу 70-х - началу 80-х гг. вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебновоспитательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено сегодня тремя аспектами:

  • научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  • процессуально-действенным (процессуально-деятельностным): осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Теперь ясно, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Сегодня явно обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания, что способствует разработке и внедрению новых педагогических технологий.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, видимо, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению. Рассмотрим их подробнее.

Обучение в сотрудничестве (педагогика сотрудничества). В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, само обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, причем, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • актуализируются полученные опыт и знания;
  • каждый обучающийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Технология обучения в сотрудничестве может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных проектов-презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами - в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более слабых в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует, кстати, непосредственного присутствия участников группы - работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг интернета. Это поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе.

Дифференцированный подход к обучению. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса направлено на овладение всеми обучающимися определенным программным минимумом знаний, умений, навыков, компетенций. Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактнологический тип мышления. С другой стороны - принимаются во внимание индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированное обучение - это широкое использование различных форм, методов и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Дифференцированный подход может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Педагог формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучающегося, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Игровые технологии. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной, дидактической направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение д задания связывается с игровым результатом. Во многих компьютерных обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме.

Метод проектов. Метод проектов, как мы знаем, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время этот метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим решение этих проблем через проектную деятельность, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Данный комплексный метод обучения позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дает возможность им проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть осязаемыми. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий. Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же учащийся, студент, как это нередко бывает, владеет не только основными средствами работы с информацией, но и сложными программами, то возможно создание уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ.

Работа над проектом побуждает нашего учащегося не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Глубинный смысл педагогической технологии В. П. Беспалько видит:

  • в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию;
  • в разработке структуры и содержания учебнопознавательной деятельности самого учащегося;
  • в диагностическом целеобразовании и объективном контроле качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;
  • в реализации принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.

Итак, понятно, что технологии обучения имеет серьезные преимущества:

  • основой технологий служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, а степень достижения определяется неточно. В технологиях цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно;
  • технологии, в которых цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения;
  • технологии позволяют свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам на занятиях в поиске приемлемого варианта;
  • в отличие от ранее использовавшихся методических разработок, ориентированных на педагога и виды его деятельности, технологии предлагают проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание    учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Ведущей, стержневой характеристикой технологий обучения является гибкость. Содержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности и дифференциации, и интеграции содержания обучения. Сама же эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала в предлагаемых технологиях. Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект обучения, включающий вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебнопознавательной деятельности учащихся.

Современная технология обучения, по мнению Н. В. Талызиной, представляет собой наиболее рациональные способы организации образовательного процесса, те, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств. При этом образовательный процесс рассматривается комплексно.

К признакам современной технологии обучения относятся:

  • проектирование образовательного процесса и организация образовательного процесса с применением этого проекта;
  • комплексный подход к средствам обучения - задействование и дидактических, и технических, в том числе, компьютерных;
  • система взаимодействия между педагогом и обучающимся;
  • наличие нормальных условий для проявления и развития личностных компетенций учащихся.

Структура современной технологии представлена:

  • целью;
  • научными теориями, которые выступают в качестве опоры;
  • системой взаимодействия между обучающим и обучающимся;
  • критериями оценки результатов;
  • результатами;
  • ограничениями.

Сущность современной технологии обучения:

  • технология обучения обязательно опирается на какую-либо педагогическую идею;
  • технология обучения и все в ней - процессы, коммуникации и т. д., выстраивается с учетом цели и имеет конкретный, а не образный итог;
  • технология обучения предполагает планирование и реализацию этого плана по пунктам;
  • технология обучения имеет систему взаимодействия между обучающим и обучающимся, опирающуюся на использование общения, диалога, а также на принципах оптимального соотношения человеческого потенциала и возможностей оборудования, дифференциации и индивидуализации;
  • технология обучения включает в себя диагностику с критериями и инструментарием.

Цель современной технологии обучения - проявление и развитие личностных компетенций учащихся, продвижение по «лестнице успеха» в совершенствовании личностных качеств в обучении. Получается, что личностные компетенции неотделимы от образовательных компетенций.

Образовательные компетенции можно разделить на три группы:

  • основные компетенции - компетенции, которые относятся ко всему образованию в рамках его системы;
  • общепредметные компетенции (метапредметные) -компетенции, которые относятся к нескольким предме-там/дисциплинам;
  • предметные компетенции - компетенции, которые относятся к одному-двум предметам/дисциплинам.

В свою очередь, в основных компетенциях выделяются:

  •  ценностная компетенция;
  • познавательно-учебная компетенция;
  • социокультурная компетенция;
  • коммуникативная компетенция;
  • информационная компетенция;
  • здоровье сберегающая компетенция.

В сегодняшнем высшем образовании наименование и перечень компетенций зависят от стандартов, которые, надо сказать, за последнее десятилетие менялись несколько раз. В нашем списке появлялись общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции и пр. Новый стандарт, называемый ФГОС-3++ предложил понятие «универсальные компетенции». Ниже мы более подробно поговорим о компетентностном подходе в образовании.

Перечислим еще раз популярные, если так можно выразиться, то есть наиболее часто используемые сегодняшними педагогами, современные технологии обучения (как в общем образовании, так и в высшем):

  •  технология развивающего обучения;
  • технология модульного обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология дистанционного обучения;
  • интерактивные технологии обучения.

Технология развивающего обучения опирается на идею о том, что для того, чтобы ускорить развитие учащегося, необходимо повысить качество образовательного процесса. В рамках этой технологии используется принцип обучения на повышен-ном/повышающемся уровне трудности. И его суть не просто в увеличении нагрузки, а в проявлении и развитии духовного потенциала. Данная технология использует и другие принципы, например, принцип стимуляции рефлексии - осознания и осмысления способов учебной деятельности. Несмотря на то, что технология развивающего обучения вовсю используется в нашей стране, она не всегда подходит, так как учащиеся с врожденными или приобретенными отклонениями не могут сохранять работоспособность наравне со всеми остальными при обучении на повышенном уровне трудности.

Технология модульного обучения опирается на то, чтобы учащийся мог получать информацию из модуля - системы, в которой есть как само содержание, так и варианты усвоения дисциплины (самостоятельно или с помощью учителя). Модули бывают разных видов:

  • познавательные модули - модули, которые актуальны при изучении основ науки;
  • операционные модули - модули, которые актуальны для привития навыка учебной деятельности, усвоения конкретных компетенций;
  • смешанные модули - модули, которые сочетают в себе часть познавательных модулей и часть операционных модулей.

Особенностью технологии модульного обучения является то, что она ориентирована на самостоятельную работу. Но не менее важен и контроль, так как он позволяет проверить готовность к работе над новым/следующим модулем. Плюсом модульной технологии является то, что она подходит для любого образовательного процесса, вне зависимости от его организации.

Технология дифференцированного обучения опирается на то, чтобы разделить обучающихся на группы и создать уникальные условия учебной деятельности в каждой из них. Одна группа является подвижной, а другая (другие) не совсем подвижной в отношении дисциплины, который изучается или на вариативном (имеет творческий характер, но не ниже базового) или на базовом (устанавливается стандартами) уровне соответственно. Автор не является приверженцем данной технологии, усматривая в этом вполне заметную дискриминацию учащихся, хотя, порой, без этого обойтись реально трудно.

Технология дифференцированного обучения может быть воплощена в одной из следующих форм:

  • технология дифференцированного обучения на основе исследования динамических характеристик личности и основных компетенций, деления учащихся на группы с самого начала обучения;
  • технология дифференцированного обучения на основе принятия решения самими обучающимися;
  • технология дифференцированного обучения на основе рекомендаций педагогов, экспертов.

Технология проблемного обучения опирается на то, чтобы учащийся под руководством педагога решал проблемы учебной деятельности и, тем самым, проявлял и развивал компетенции различного вида. Проблема в учебной деятельности имеет место, если:

  • есть противоречие между знанием и незнанием - для совершения действия недостаточно информации;
  • есть противоречие между старыми и новыми знаниями -между «низшими» и «высшими» знаниями, между повседневными, бытовыми, житейскими и научными знаниями;
  • необходимо использовать теорию на практике;
  • необходимо использовать теорию на практике, но способ является сомнительным;
  • практика не подкреплена теорией.

Технология проектного обучения - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Но, по мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Цель проектного обучения: создать условия, при которых наши подопечные приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения. При этом учащиеся работают в различных группах (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память. В основе проектного обучения лежат идеи о необходимости формирования проектного мышления; обеспечения целостности педагогического процесса; создания условий для самостоятельного приобретения знаний; поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся; формирования умений и навыков ориентироваться в информационно-образовательном пространстве; самостоятельного конструирования своих знаний. Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.

Технология дистанционного обучения опирается на то, чтобы получать образование без систематических личных визитов в учебное заведение, используя интернет и программы для интерактивного общения. В нашей стране практически во всех учебных заведениях высшего образования используется указанная технология. Применяется она и на курсах по повышению квалификации и переподготовке и, в последнее время, для обучения инвалидов - людей с заболеваниями опорнодвигательного аппарата, проблемами со зрением и слухом.

Интерактивная технология обучения опирается на взаимодействие, общение и диалог. Она может включать в себя:

  • проектный метод;
  • кейс-метод;
  • исследовательский метод;
  • дискуссию;
  • игры;
  • «мозговой штурм» и др.

Кроме перечисленного выше педагогическая наука располагает возможностями использования еще целого ряда новых технологий в обучении:
•    технология [развития] критического мышления - критическое мышление - оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Технология критического мышления - совокупность стратегий, приемов, направленных на формирование навыков мышления - сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания, необходимых для обучения и жизни. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.

Технология критического мышления:
-    устанавливает связи с реальной жизнью, которая происходит за стенами дома, учебного заведения, офиса;
-    развивает учебные виды деятельности, которые:

  • ориентированы на студента и его интересы;
  • связаны с проблемами реального мира и предполагают интересные вопросы;

-    предполагает развитие навыков мышления на высшем уровне и стратегии решения проблем;

-    развивает способности, необходимые для будущей профессиональной деятельности:

  • способность работать целенаправленно и продуктивно;
  • способность принимать осмысленные решения;
  • способность к аргументированию принятых решений;
  • способность брать инициативу в свои руки.

-    доступна для всех студентов.

 Но, конечно, не каждое занятие может и должно проходить в технологии критического мышления в ее «чистом виде». А вот элементы данной технологии могут и должны присутствовать на каждом учебном занятии. Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя вызов, осмысление, рефлексию.

Первая стадия - фаза вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия - фаза осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия - фаза рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Педагоги, работающие в рамках развития критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, увеличивает интеллектуальный потенциал участников;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного материла;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла (например, как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
  • вырабатывается уважение и к чужим, и к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других: совместная работа выковывает единство, они учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай выделиться и развеять стереотипы восприятия того или иного учащегося, повысить самооценку.

Реализация стадий данной технологии в высших учебных заведениях, исходя из практики, возможна посредством разнообразных приемов. Так, первая стадия «вызова» помогает создать мотивацию к изучению нового материала, установить внутрипредметную и метапредметную связь с ранее полученной информацией. Студент оказывается «погруженным» в проблему предполагаемой для изучения темы. Стадия вторая -«осмысление» направлена на изучение новой информации посредством ее восприятия, осмысления и сопоставления с ранее полученными знаниями, в связи с чем приемами работы могут быть: «инсерт» (маркировка текста, чтение с пометками); эффективная лекция; «лекция со стопами»; чтение с остановками; ведение двойного дневника (журнала); поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы; зигзаг (мозаика); заполнение таблиц, стратегия «Рафт», «Фишбоун», «Мозаика проблем», стратегия постановки вопросов, «тонкие» и «толстые» вопросы и др.


Для применения метода РАФТ-технологии педагогу следует определиться с темой. Она должна быть интересной и актуальной. При проведении подобного занятия потребуется наличие глубоких знаний по заданной теме, фантазия и актерское мастерство.

Перед занятием нужно подготовить таблицу, можно просто нарисовать ее на доске. Стоит помнить, что при обсуждении всех граф необходимо будет зафиксировать все суждения так, чтобы они были видны учащимся на протяжении всего занятия (семинара), потому как постоянно нужно будет обращаться к ним, обсуждать, анализировать и, возможно, дополнять.

Желательно наличие наглядного материала, позволяющего лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению в него.

Согласно структуре и приемам обучения критическому мышлению, выделяют несколько стадий метода РАФТ-технологии, которые нам уже известны: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. Рафт-технология может активно применяться при изучении практически всех дисциплин.

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядносодержательной форме. Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  •  ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.


Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент - цветной мел.

В зависимости от возрастной категории, желания и фантазии педагога схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.


Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего ее применять во время обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными.

Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также, ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности.

В свободной форме выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.

Этапы применения:

  • педагог говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы);
  • учащиеся, совместно с педагогом, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются определенным и обговоренным способом;
  • эти аспекты «вырезаются» и раздаются по группам - задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа);
  • каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов;
  • обсуждение различных вариантов и формулировка исследовательских задач.

Самое главное - четко сформулировать аспекты темы.

И, наконец, третья стадия - «рефлексия» направлена на системный обобщающий анализ полученной информации на основе изучения нового материала занятия, формирования оценочного суждения, выводов. Приемы обучения, используемые на данной стадии: кластер, эссе, исследование по отдельным вопросам; мозаика проблем; заполнение таблиц (сводной или концептуальной); «предсказание» (прогнозирование); установление причинно-следственных связей между блоками информации; «ключевые слова» (термины), «верные и неверные утверждения»; ответы на поставленные вопросы; «круглый стол» и иные формы дискуссий; оформление портфолио; дневников (записей) и др.

Таким образом, использование в деятельности высшей школы технологии [развития] критического мышления позволяет реализовать требования относительно модернизации системы высшего образования на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов и дает возможность в учебном процессе организовать субъект-субъектное взаимодействие обучающегося и обучаемого, внедрять активные и интерактивные формы, методы и средства обучения, способствовать формированию готовности студентов к самообразованию на основе активной работы с разнообразными источниками информации.

Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД). Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КМД, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей - способностей), на котором находятся обучаемые.

Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта:

  • первый такт - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция - актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности;
  • второй такт - работа в творческих микрогруппах. Функция - разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме;
  • третий такт - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция - формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом;
  • четвертый такт - определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия.

Технология естественного обучения. В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория - это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с другими педагогами, администрацией и, возможно, родителями.

Предлагаемая технология - развитие идей, методологии и методики организации учебного процесса на основе применения коллективных средств обучения (КСО). Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила оттого, что способ организации учебной деятельности при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем, общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии, наряду с естественным общением применяются парное, опосредованное и групповое.

Контрольно-корректирующая технология обучения. Она стала известна благодаря работам М. В. Кларина (см. выше).

Контрольно-корректирующая технология - это проект организации учебного процесса, позволяющий сформировать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом их способностей, типологии, мотивации, а также необходимого уровня учебной информации с заранее запланированными учебными результатами.

Модульное (проблемно-модульное) обучение. Уточним то, что было выше уже сказано. Модуль (от лат. Modules) - функциональный узел. Поскольку модуль включает банк информации и руководство по достижению поставленных дидактических целей, то педагог здесь выступает в роли консультанта, координатора, информатора (при необходимости) и контролера. Модуль можно рассматривать и как пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала.

Модульное обучение строится на следующих принципах:

  • осознанной перспективы;
  • структуризации обучения на обоснованные элементы;
  • динамичности;
  •  гибкости;
  •  модульности;
  • разносторонности методического консультирования;
  •  паритетности обучаемых и обучающих;
  • свободы выбора метода деятельности.

Дидактическое назначение технологии - изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение.

В модульном обучении большое внимание уделяется структурированию учебного материала, построению программ.

Технология эвристического обучения. Она представлена работами А. В. Хуторского.

«В традиционном обучении организационные формы конструируются на основе установленного содержания образования. При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом - содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность».

Достижение целей зависит от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ.

Вариативность конструируемых занятий достигается с помощью технологической карты обучения. Технологическая карта - важнейшее педагогическое средство, цель которой -предоставление педагогу вариативных условий и педагогического инструментария для конструирования изучения определенной темы или раздела. Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов их составления, других технологических и информационных средств эвристического обучения.

Ключевой технологический элемент эвристического обучения - эвристическая образовательная ситуация - ситуация актуального активизирующего незнания, основная единица эвристического обучения, выступающая своеобразной альтернативной традиционному уроку. Ее целью является обеспечение рождения учащимися личного образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности.

Кейс - технология. Case studies (или метод конкретных ситуаций) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений студентами по определенному разделу учебного курса. Работа с «кейс-стади» (или, на профессиональном языке, с «кейсами») предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студентов, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

Методика «кейс-стади» впервые была разработана в Гарвардской школе бизнеса, поэтому нередко среди специалистов ее называют гарвардским методом.
Цели метода:

  • создание и развитие личностной вариативной и динамичной модели мышления, ориентированной на выработку практических решений преодоления конкретных затруднений;
  • разработка маршрута доучивания (коррекции и компенсации) открываемых пробелов знаний;
  • активизация знаний, закрепление приемов владения ими до уровня умений;
  • привитие и укрепление социальных компетенций, развитие коммуникативных умений;
  • создание и систематизация в некотором общем алгоритме отдельных умений, позволяющих применять на практике весь комплекс накопленных теоретических знаний.

Метод «кейс-стади» способствует развитию у молодых людей изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий при наличии фактической информации. Анализируя и диагностируя проблему, студент развивает в себе такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения, умения дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Метод способствует развитию чувства уверенности, выявлению и развитию лидерских качеств.

Использование данной технологии дает следующие результаты :

  • обеспечивает более высокую мотивацию в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причем, мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;
  • делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решения в конкретной ситуации;
  • развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;
  • обучает практике, формирует взгляд на жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет студентам быстрее адаптироваться, например, на производстве;
  • развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику;
  • повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.

Мультимедийные технологии. Одним из ярких примеров новых педагогических технологий являются мультимедийные технологии.

С развитием новой техники, проникновением средств массовой информации, кино, радио, телевидения, видео во все сферы жизни человека в мировой педагогике возникло направление, получившее название «медиаобразование». Данное направление обусловлено бурно развивающейся информатизацией общества и потребностью подготовки подрастающего поколения к различным формам коммуникаций, формированию умения обучающихся ориентироваться в увеличивающихся информационных потоках.

Термин «медиаобразование» в отечественной педагогике был впервые предложен А. В. Шариковым70. Согласно Российской педагогической энциклопедии, «медиаобразование» (англ. Media education от лат. Media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, кино, видео и др.).

Основные задачи медиаобразования:

  • подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
  • научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;
  • овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
  • быть толерантным по отношению к другому мнению, другому народу, принимать отличные традиции и взгляды и, как следствие этого, воспринимать и уважать человека как такового и признавать его как ценность независимо от его национальной принадлежности и социального положения.

Одно из перспективных направлений развития современной компьютерной техники - усиление наглядности представления информации на дисплее. Широкое распространение получают в настоящее время средства мультимедиа, комплексы электронных и программных средств, обеспечивающих запись и воспроизведение на компьютере аудио- и видеоинформации вплоть до воспроизведения фильмов, по качеству не уступающих бытовому телевидению. Таким образом, можно считать, что уже практически достигнута техническая база для реализации интерактивного видео -демонстрации видеосюжетов, допускающей диалог со зрителем под управлением компьютера. Педагогические последствия данного технического достижения обширны: отсроченная обратная связь для учебных видеосюжетов заменяется оперативной, обучаемый получает возможность ставить эксперименты, вмешиваться в ход видеосюжетов.

Опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования, хотя пока и не очень значительный, показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

  • организовать различного рода совместные исследовательские работы преподавателей, студентов, научных работников из училищ, колледжей, научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран. Метод проектов позволяет при этом организовать подлинно исследовательскую, творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм такой работы;
  • наладить оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых;
  • создать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации;
  •  оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя, таким образом, и свой кругозор, повышая культурный уровень;
  • формировать у студентов и преподавателей коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к чужому мнению, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и уважать позицию партнера;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;
  • научиться добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния, в разные точки планеты;
  • создавать подлинную языковую среду в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций (обычных, а также аудио- и видеоконференций), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке, а отсюда -потребности в его изучении;
  • способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

И еще: сегодня исследователи называют несколько главных трендов современного образования, которые появились благодаря развитию технологий. Кратко о них ниже.

Если студенты так активно пользуются гаджетами, почему бы не использовать их во время обучения? Мы читаем книги уже не в бумажном варианте, а в электронном. Так зачем носить портфель, если можно просто взять планшет? Вузы постепенно внедряют в процесс обучения электронные средства работы с информацией. Конечно, это не отменяет бумажных книг. Но данная тенденция показывает не только то, что учебным заведениям стоит пересмотреть способы обучения, но и то, что мир меняется, меняются ожидания и требования, и образование должно идти в ногу со временем и готовить квалифицированных и подготовленных к современным методам работы профессионалов.

Технологии влияют также и на взаимодействие различных образовательных структур. Чтобы быть современными - активно пользоваться технологическими новинками - и при этом не «влететь в копеечку», образовательным структурам, видимо, нужно договариваться между собой и с производителями о взаимовыгодных условиях, то есть налаживать контакты. Важный вариант развития контактов - распространение контента. В интернете появляются различные специализированные платформы и блоги, где можно увидеть конспекты лекций, видеозаписи. Это способствует быстрому обмену информацией и полезным профессиональным опытом, способствует самообразованию.

Благодаря новым технологиям педагоги могут уверенно вести статистику успеваемости студентов, анализировать данные и понимать, какие методы обучения подходят лучше. С другой стороны, сами студенты могут вести подробную базу данных, а в процессе обучения им доступны не только итоговые данные, но и текущая информация. Это дает возможность выстроить индивидуальную стратегию обучения, понять, какие методы более эффективны. Но самое главное - благодаря подобным технологиям акцент делается не на итоговые оценки, а на промежуточные результаты, ведь именно они важны для создания эффективной стратегии обучения.

Появление онлайн-курсов и вебинаров отразилось и на стандартном процессе обучения. Технологии дали развитие такому понятию, как смешанное обучение, то есть миксу очного и дистанционного образования. Во-первых, это дает возможность эффективно планировать время и усилия, во-вторых, не ограничивает получение знаний лишь общением «лицом к лицу» и развивает способность к самообразованию.

Мы привыкли к традиционным аудиториям, когда преподаватель стоит перед учащимися, а за его спиной доска, на которой он что-то пишет-рисует во время лекции, показывает презентации. Теперь же доска часто и не нужна - вся информация доступна на электронных устройствах. Исходя из этого, стандартная планировка уже не действенна. И некоторые учебные заведения делают следующее: в аудитории преподаватель размещается по центру, а места студентов располагаются вокруг него. И вообще, благодаря развитию технологий индивидуальный образовательный процесс может происходить в любом месте - от библиотеки до коридора. Главное в таком случае - иметь доступ к нужным инструментам.

Мы дали обзор новых и новейших или по-новому используемых технологий обучения, возможно, спорных, понимая, что все это не является законченным, закрытым и надеясь, что педагогическая мысль будет продолжать развиваться... Процесс технологизации образования уже не остановить.

Ключевые слова: Обучение, Педагог
Источник: Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 303 с.
Материалы по теме
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Технология организации развивающих видов деятельности школьников
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Проблема обучения и развития
Смирнова Е.О., Детская психология
Планирование работы классного руководителя
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Формирование и изучение учебной мотивации
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Теории обучения
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Обучение как способ организации педагогического процесса
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий