Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога

Педагогическая культура, как следует ее понимать сегодня, часть общей культуры мира, в которой в наибольшей степени, концентрированно отразились духовные и материальные ценности, способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для функционирования исторического процесса смены поколений и социализации личности с одновременным усвоением опыта человечества.

Педагогическая культура предполагает всемерную реализацию творчества педагога и его воспитанников. B.C. Библер считал, и не без основания, что методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур — взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих.

Отсюда: педагогическую культуру можно рассматривать как общение [двух индивидов] в различные моменты передачи человеческой культуры:

  •  взаимопроникновение;
  •  создание уникальной среды духовного, эстетического и интеллектуального развития всех субъектов педагогического взаимодействия;
  • открытие личности для себя в другой личности.

И заметьте — вся эта структура, система динамична!

Способы деятельности, профессиональное поведение, стиль преподавания — все это может меняться в зависимости от приобретенного опыта, профессионализма, в определенный исторический и экономический период функционирования в определенной национальной парадигме образования. И огромную роль здесь играет личное отношение к определенным сторонам действительности, педагогическая позиция как моральный выбор преподавателя, педагога, научно-педагогического работника. И в этой позиции есть две стороны: мировоззренческая,  которая понимается как осознание общественной значимости своей профессии, убежденность в правильности выбора, ориентация на гуманистические принципы, и поведенческая, которая выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности обучающегося, своего подопечного.

Что касается личностных и профессионально значимых качеств педагога как составляющих его педагогической позиции, то они реализуются через интересы и духовные потребности, включая в себя убеждения, социальную активность, гражданственность, нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность, отношение к своему [педагогическому] труду.

Педагогические знания! А это уже то, что, по мнению И.Я.Лернера, объясняет и ориентирует педагогов в понимании педагогической теории, в отдельных областях педагогического процесса, в отдельных дисциплинах.

Исследователи полагают, что знания педагогов можно подразделить на методологические, теоретические, технологические, методические.

Только вот непременно надо добавить: культуру педагога определяет не только и не столько наличие знаний, сколько отношение к ним как показатель уровня мышления: критичность (необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческая созидательная направленность мышления и креативность (педагог не должен быть одинаковым); проблемное мышление, переключаемость мышления, поиск, эври-стичность. Естественно, всегда рядом и конкретные профессиональные умения, и творческий характер деятельности.

И еще: педагог, учитель, научно-педагогический работник — это всегда воспитатель, поэтому и педагогическая культура педагога включает в себя умение и возможность способствовать совершенствованию воспитательного процесса, осуществлению непосредственно учебно-воспитательной деятельности в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Резюмируем: культура педагога/воспитателя выполняет ряд функций, включающих:

  • передачу знаний, умений и навыков, освоение определенных разнонаправленных и взаимосвязанных компетенций, формирование на этой основе мировоззрения;
  • развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики;
  • обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
  • формирование правильного эстетического отношения к действительности;
  • укрепление здоровья, развитие физических сил и способностей, раскрытие личностных особенностей и возможностей.

Вероятно, следует сказать, что педагогическая культура предполагает наличие:

  • педагогической направленности в личности педагога/воспитателя, отражающей его реальную (обязательно определяемую) предрасположенность к учебно воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;
  • широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности как способности достаточно хорошо и результативно разбираться в сути учебно-воспитательной деятельности;
  • совокупности важных, профессионально значимых личностных качеств педагога, таких, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность, чуткость, тактичность, толерантность, эмпатийность и т.д.
  • умения сочетать учебно-воспитательную работу с постоянным поиском путей ее совершенствования;
  • гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога/воспитателя, как сочетания сформировавшихся высоких интеллектуально познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей
  • действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять и использовать все это для организации и повышения эффективности учебно воспитательной деятельности;
  • педагогического мастерства, предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выражения, которые [во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя] позволят эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

О педагогическом стиле, разговор о котором непременно должен продолжить наше исследование педагогической культуры и педагогического мастерства, вы узнали, изучая вопросы общей педагогики, поэтому только кратко напомним: педагогический стиль — это совокупность определенных мыслей и действий педагогов одной научной школы, эпохи, страны, отличающая их от педагогов другой школы, эпохи, государства. Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторим, индивидуален, его легко ощущают и различают на себе наши подопечные.

Оптимально педагогический стиль характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, разнонаправленностью [положительного] отношения к делу, к самому себе, к обучающимся.

Педагогическая наука предпочитает краткую и точную классификацию стилей педагогической деятельности: авторитарный, либеральный и демократический:

  • авторитарный стиль характеризуется преобладанием властного начала в поведении педагога. Мнение учащихся в расчет не принимается. Внимание педагога сосредоточено на строгом и точном исполнении установленного порядка и правил, на беспрекословном послушании учеников. Сразу скажем о недостатках: не поощряется (а то и наказывается) самостоятельность, инициатива, снижается чувство собственного достоинства обучающихся;
  • либеральный стиль характеризуется отсутствием ведущей роли педагога — он зависим от мнения учащихся. Как недостатки отметим: при несформированности учебной мотивации задачи учебной работы не решаются, учащиеся не выполняют установленных требований, в общении с учителем на уроке возможны проявления панибратства (а то и анархии!);
  • демократический стиль основан на сотрудничестве учителя и учащихся. Педагог создает общественное мнение и опирается на него. Этот стиль является ситуационным, гибким и наиболее оптимальным сегодня.

Стиль деятельности педагога... Вопрос кажется решенным, но простым ли? А имидж? Существует ли специфический имидж учителя? Л.М. Митина полагает, что учителя, педагога определяют в непрофессиональной среде очень быстро, вычисляют даже на улице (автор, как это ни удивительно, сам оказывался в такой ситуации — лицо у нас, педагогов, особенное?). Рамки и границы есть, тьма правил и условий (поневоле герой чеховского «Человека в футляре» на ум приходит), но самобытность нашу не уничтожить, не избыть, очень хочется в это верить! В современном российском обществе профессия учителя совсем утратила былые высоты, и говорить о государственной поддержке педагогов уже банально. Экономический фактор, конечно, определяет имидж педагога и влияет на отношение к нему учащихся и родителей. А что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии? А ведь ответ на этот вопрос связан с индивидуальными имиджами каждого педагога — общее представление о любой профессии формируется в результате типологизации. Имидж! Помним — имидж не маска, не желание скрыть свои подлинные чувства — от учащегося ни на уроке, ни на лекции не спрятаться, да, кстати, искренность для педагога далеко не последнее качество. Имидж все равно есть — это не зависит от того, что мы сами о нем думаем — его можно формировать, а можно совсем забыть про него, но внешнее и внутреннее в нашем педагогическом облике останется и будет действовать со своей неумолимой силой и влиять на наши взаимоотношения с обучающимися, на их отношение к нам и нашей дисциплине. Так что уж, может, лучше честно и грамотно работать над ним? Строить, формировать, идти и от обучающегося, и к нему... Может быть, педагог, который работает над собственным имиджем, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, и, в итоге, успешнее работает! Имидж педагога, скорее всего, проявляется в некой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие качества. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М.Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты:

  • внешний включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчить или затруднить педагогическое общение;
  • профессиональный раскрывается через процессуальную составляющую, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.;
  • внутренний — это сам внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Как вывод, скажем: имидж педагога включает индивидуальные и личностные качества, коммуникативные свойства, особенности профессиональной деятельности и поведения.

И еще важно знать: общество, порождая, формируя и формулируя свои требования к профессиональному имиджу педагога, очень сильно влияет на его содержание. Только вот из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя/педагога как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Человек, педагог, обладающий всем этим, просто интуитивно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны актуальным потребностям учащихся, воспитанников, подопечных.

Можно говорить о портрете педагога, создаваемом путем изучения различных анкет, рейтингов, тестирований... Все эти методы приводили к очень похожим результатам — хороший педагог — знающий, хорошо относящийся к обучающимся, правильно и справедливо их оценивающий, умеющий поддерживать дисциплину и в меру строгий, отличающийся опрятностью, аккуратностью и пр., эрудированный, политически зрелый (?!), уравновешенный, гармоничный, храбрый, остроумный — это просто идеальный портрет, встречается ли такое на самом деле? Соответственно, отсутствие названных качеств или низкий уровень их проявления — и вот вам портрет плохого педагога, учителя.

В завершение скажем о некоторых противоречиях профессионально-педагогической культуры преподавателя, выделенных И.Ф.Исаевым: социокультурных, общепедагогических и личностно-творческих.

Социокультурные противоречия находят свое разрешение в поиске путей преодоления кризиса педагогической культуры. Причинами данного кризиса являются отставание педагогической системы от изменяющегося общества, недооценка социокультурной роли педагогического образования, отсутствие необходимого педагогического банка информации и т.д. Кризис педагогической культуры свидетельствует о наличии несоответствия между условиями окружающей социальной реальности, социокультурными процессами и развитием профессионально-педагогической культуры. Разрешение этих противоречий помогает выработать идеал преподавателя — ученого-педагога, носителя высокой нравственности, интеллигентности, эрудиции.

Общепедагогические противоречия отражают особенности образовательного процесса, характер педагогического взаимодействия преподавателей и обучающихся. И одно из основных подобных противоречий — противоречие между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоенности педагогом. В разрешении данного противоречия важное место занимает направленность личности преподавателя, педагогических коллективов на гармоничное овладение и развитие ценностей-целей, ценностей-знаний, ценностей-технологий, на целенаправленное формирование ценностей-отношений и ценностей-качеств. Признание инновационных вариантов педагогических ценностей стимулирует творческий поиск преподавателей, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Личностно-творческие противоречия связаны с творческой самореализацией личности педагога в процессе педагогической деятельности. Прежде всего, вероятно, это противоречие между общественной формой существования профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения и развития. Сам преподаватель в силу сформированности педагогического мировоззрения, педагогического сознания и мышления выбирает способы вхождения в педагогическую культуру, ее воспроизводства и развития.

И здесь особое место занимает разрешение противоречий между педагогическими стереотипами, дидактическими клише и необходимостью их преодоления в процессе педагогической деятельности. Поиск путей становления профессионально-педагогической культуры часто обнаруживает противоречие между педагогической информированностью, осведомленностью и отсутствием глубоких и прочных научных психологопедагогических знаний. Понимание педагогики как науки и искусства в неразрушимом единстве — вот ключ к разгадке поиска целей всей нашей деятельности и разрешения противоречий, в том числе, и личностных. В процессе педагогического творческого самовыражения потребность в личностной самореализации постепенно может стать доминирующей ценностной ориентацией. Профессиональная самореализация педагога — это сумма того, что уже реализовано, и того, что может быть осуществлено потенциально.

Ключевые слова: Педагог, Культура
Источник: Современные и традиционные технологии педагогического мастерства : учебное пособие для магистрантов / Б. Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Культура речи педагога
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Формы распространения культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Сфера культуры как сфера услуг
Тульчинский Г.Л., Менеджмент в сфере культуры
Концепции культуры как системы производства и потребления
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Культурные горизонты Африки и Латинской Америки
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Возрождение в Испании
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Роль языка в развитии культуры
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий