Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, эти причины носят индивидуальный характер. Есть даже причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян считают такими причинами особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживаниям отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружает). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности.
К патологическим изменениям эмоциональных свойств личности относится аффективная возбудимость, слабость, вязкость, истощаемость.
Аффективная возбудимость – это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Формой проявления аффективной возбудимости является раздражительность.
Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Разновидностью аффективной слабости является гневливость.
Аффективная вязкость – инертность, ригидность. К ней относится, например, патологическая злопамятность.
Аффективная истощаемость характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т.д.), после которых наступают слабость и безразличие. К ней относится садизм, мазохизм, садомазохизм.
Как отмечает В.В. Бойко, различные патологии приводят к многим видам извращения эмоциональных реакций:
- Эмоциональная неадекватность (эмоциональные реакции становятся неадекватными): аутизм; эмоциональные автоматизмы; эмоциональная парадоксальность; парамимия; паратимия; амбивалентность; эхоламия.
- Идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям.
- Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоционального фона.
- Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок.
- Поверхность эмоциональных переживаний – неглубокие переживания.
- Гипомимия – двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре.
- Эмоциональная тупость – душевная холодность, бессердечие.
- Амимия – высшая степень гипомимиии.
- Гипермимия – не обусловлена переживанием эмоций.
- Алекситимия – сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.
Патологические эмоциональные состояния:
- Патологические аффекты и бредовые идеи.
- Психические травматические состояния.
- Страхи (фобии): недифференцированные (беспредметные); ночные; неврозы;
- Гипертемия (повышенное настроение различных оттенков): благодушие; экзальтированность (восторг, восхищение); эйфория.
- Гипотимия (сниженное настроение различных оттенков): угнетенно-подавленное; скучное; тревожное; тоскливое; угрюмо-мрачное.
- Астеническое состояние.
Эмоциональная сфера при различных патологиях
1. Эмоциональное нарушение у детей с задержкой психического развития и нарушение интеллекта.
При ранних расстройствах шизофренического характера, при выраженном психическом недоразвитии наблюдается эмоциональная незрелость.
При психологическом инфантилизме эмоциональная сфера детализировано находится на более ранней ступени развития. Эмоции яркие и живые.
При задержке психического развития церебрально-органического генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере. Отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории.
При задержке психического развития соматогенного происхождения наблюдается боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности.
При задержке психического развития психогенного происхождения наблюдается боязливость, застенчивость при общении со взрослыми.
2. Эмоциональные особенности детей с невротическими проявлениями.
Штепа отмечал, что для детей характерны тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость.
3. Эмоциональные нарушения при поражении различных отделов мозга.
Для гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения, по Доброхотовой, характерно постепенное обеднение эмоций.
Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения (тупость, эйфория, благодушие) как важнейшие симптомы поражения лобных долей мозга.
4. Эмоциональные нарушения при поражении правого и левого полушария головного мозга.
5. Эмоциональные нарушения у душевнобольных.
6. Эмоциональные особенности больных алкоголизмом.