Особенности политической социализации современной молодежи

Концептуальное содержание политической социализации. Период с конца XIX в. до середины XX в. знаменуется формированием и интенсивным развитием моделей социализации, получающих обоснование в социологии, психологии, политологии. Понятие политической социализации возникло по аналогии с понятием «социализация», введенным в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом. В 1960-е годы распространяется термин «политическая социализация». Первая работа, посвященная непосредственно этой теме, была опубликована в США в 1959 г.

В отечественной политологии проблема политической социализации получает развитие в 1990-х годах, хотя первые работы появляются в конце 1970-х годов.

В современной западной политической науке политическая социализация рассматривается как процесс включения индивида в политическую систему, передачи ему опыта предыдущих поколений, закрепленного в политической культуре. Использование понятия политической роли для описания политической системы как взаимосвязанной ролевой структуры стало толчком к развитию представлений о политической социализации как о ролевой адаптации человека к политической системе.

Развитие темы семейной социализации нашло отражение в рамках культурно-антропологического направления, где политическая социализация сводится к превалированию первичной (т. е. семейной) социализации и к приписыванию базовым (т. е. ранним) представлениям ребенка скрытого политического подтекста.

Сторонники бихевиористского направления в политической науке изучают политическую социализацию как процесс формирования политического поведения граждан, а также адаптации человека к политической системе в манипулятивном духе социальной инженерии Б. Скиннера.

С 1970-х годов исследователи перенесли внимание с анализа наблюдаемого поведения человека в сфере политики на рассмотрение сопутствующих ему форм мышления, что послужило началу общепсихологических разработок и интерпретаций процесса первичной политической социализации. Выделение мотивационно-потребностного блока личности в рамках психоаналитической традиции, где акцент сделан на бессознательный слой мотивации, а также на идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) о социализации как самоактуализации индивида, оказали влияние и на концепции политической социализации.

В 1960-е годы в западной, в частности американской, политологии преобладает функционалистская парадигма, в рамках которой политическая социализация рассматривается как важнейший механизм поддержания стабильности политической системы.

Молодежь как социально-демографическая группа.

В молодежной среде имеют место дифференцирующие факторы. Для исследователей это означает необходимость изучения специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места молодых граждан России в становлении нового общества. Вместе с тем была и остается актуальной проблема целостного подхода к изучению многообразия общих связей и закономерностей существования молодого поколения как органического субъекта развития общества. В ряде крупных работ молодежь рассматривается как социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловливаются уровнем социально-экономического, культурного развития российского общества. Такой взгляд способствует глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу к ней как к внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе.

Итак, дифференциацией молодежи обусловлена проблема выявления факторов (признаков) ее целостности, среди которых устойчиво выделяются:

  • возрастные границы и социально-психологические особенности;
  • специфика социального статуса, ролевых функций, поведения;
  • процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации.

Эти факторы объединяют разных молодых людей в социальную общность и позволяют рассматривать молодежь в единстве ее характеристик как целостность в соотнесении с другими социально-демографическими группами. Общепринятые для российской действительности границы рассматриваемой нами социальной группы определены в интервале от 17 до 29 лет, включающем две подгруппы: собственно молодежь — 17-24 года и молодые взрослые — 25-29 лет. Для каждой из подгрупп характерны вполне определенные задачи.

Основным показателем специфичности молодежи выступает то, что она несет особую, не свойственную другим социальным группам ответственность:

  • за сохранение и развитие общества;
  • за преемственность социальной культуры и истории;
  • за жизнь стариков и воспроизводство последующих поколений.

Особенности политической социализации студенческой молодежи. Относительно политических ориентаций студенческой молодежи можно сказать следующее. С одной стороны, оценки молодыми людьми происходящих в стране процессов в основном взве-шенны и спокойны, позитивные оценки власти и политики преобладают над негативными. «Катастрофические» настроения в оценке развития политической ситуации в стране (преобладавшие в начале — середине 1990-х годов) преодолены. С другой стороны, при социологических опросах более половины респондентов высказывают мнение, что рядовой российский гражданин никак не может влиять на развитие событий в стране. При этом демократические права и свободы не представляют для них особой ценности. Чем объясняются такие противоречия?

Это связано с установлением относительной социально-политической стабильности в стране, отчужденностью молодых людей от проблем политики и власти. На снижении остроты восприятия социально-политических проблем существенно сказывается усиление настроений индивидуализма, «уход» значительной части молодых российских граждан в частную жизнь. Помимо этого, можно указать на субъективное ощущение молодыми людьми бессмысленности демократических процедур, образование в массовом сознании некоей защитной реакции в отношении факторов внешней среды.

Рассматривая характер восприятия и установки молодежи в правовом и политическом пространствах, можно выделить следующие особенности.

В правовом поле молодежи свойственны правовой нигилизм, крайняя размытость идеала правовой личности, правового государства. Приверженность идеалу правовой личности и правового государства выражается лишь формально. Право не обладает в сознании молодежи устойчивостью.

В политической сфере демократические права и свободы рассматриваются с позиции возможности влияния на власть, властные решения. С этой точки зрения формы политического участия молодежи претерпели изменения. С начала до середины 1990-х годов в качестве наиболее эффективного средства влияния на социально-политическую жизнь страны выступали забастовки, демонстрации, митинги, акции протеста, которые были связаны в основном с выплатой бюджетных задолженностей.

В 1996-1997 гг. молодыми людьми все выше стали оцениваться выборные кампании, в основном федерального уровня. С 1998-1999 гг. наблюдается процесс деполитизации, проявляющийся, в частности, в отказе молодых людей от политического участия как такового, что связывается с неверием в «пользу» от такого участия.

Отличительной чертой молодежного сознания выступает понимание свободы как прагматической ценности, при этом складывающийся образ свободы рассчитан на частные группы интересов.

Темы: Политика
Источник: Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Материалы по теме
Социально-политическое учение О. Конта
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Патернализм в политической культуре России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политические идеи римских юристов
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева История политических учений: Учебник для вузов....
Механизм политической идентификации
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Происхождение политики. Причины возникновения политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Политика и нация
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Типы политических лидеров и их функции
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Социально-утопические политические учения
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Оставить комментарий