Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, теоретическими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи.
На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека (чувства, представления, мысли, желания). Ученые использовали субъективный метод, который заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения и получил название «интроспекция».
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — это особый способ самонаблюдения, наблюдения собственного сознания, восприятия своих переживаний.
Метод интроспекции, начиная с трудов Р. Декарта и Дж. Локка (XVII век) и до В. Вундта (конец XIX — начало XX века), был основным методом получения психологического знания, потому что существовало мнение, что сознание человека должно изучаться иначе, чем внешний мир. Создатели структурной психологии В. Вундт и Э. Титченер основной задачей полагали изучение «непосредственного опыта» человека. Понимая ограниченность метода интроспекции, Вундт впервые использовал приемы экспериментального исследования при организации целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых: у них вырабатывался навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя.
Кризис в психологии сознания был вызван результатами исследований в области невропатологии и психиатрии: Ж. Шарко и 3. Фрейд доказали, что у человека, кроме сознательных, существуют неосознаваемые психические явления.
Под влиянием идей Ч. Дарвина и И. П. Павлова французский психолог А. Пьерон (начало XX века) разрабатывает объективную психологию и выдвигает тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальных свойства: способность ощущать и способность действовать. Он выразил мысль о необходимости рассматривать психику в единстве с наблюдаемой извне активностью живых существ. Одной из основных задач психологической науки стала разработка объективных методов исследования.
В современной психологии методы исследования условно делят на объективные, описательные и методы психологической помощи (схема 4). В процессе реализации исследовательских программ используется сочетание различных методов.
Объективные методы | Описательные методы | Методы психологической помощи |
---|---|---|
|
|
|
Ученые, разрабатывая методы психологического исследования, стремятся, чтобы с их помощью можно было получить объективный и достоверный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и необоснованных выводов.