Операционализация понятий. Операционализм

Термин «операционализм» впервые появился в 20-х гг. XX века в работе гарвардского физика Перси Уильямса Бриджмена «Логика современной физики». П.У. Бриджмен указал, что научная терминология должна быть абсолютно объективной и точной, а все понятия должны быть определены в терминах выполняемых операций, через ту или иную систему физических и измерительных процедур, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Такой вид определений был назван операциональным. Строгий операционализм долго не просуществовал в психологии, отчасти потому, что уравнивание понятия и набора операций накладывает слишком сильные ограничения на понятие.

Бриджмен Перси Уильямс, американский физик и философ, профессор математики и философии в Гарвардском университете. Получил Нобелевскую премию (1946) за усовершенствование методов получения высоких давлений. Значительное место в работах П.У. Бриджмена занимают проблемы методологии естественных наук, в частности значения естественнонаучных понятий, существования объектов, к которым относятся эти понятия, «взаимоотношения» понятий с экспериментом.

Операционализация требует конкретного определения переменных, чтобы обеспечить объективность исследования и получаемых результатов. Кроме того, что операциональные определения позволяют производить измерения в психологии, они выполняют еще одну важную функцию: обеспечивают возможность повторить исследование. Воспроизводимость - одно из главных условий научности любого исследования. Критерии наблюдаемости, проверяемости, измеримости и др. были введены как необходимые условия изучения тех или иных феноменов.

Операционализация понятий - процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием.

Операционализация строится на основе общетеоретических понятий и придает эмпирическим понятиям формы, доступные для их измерения и тестирования. Считается, что она нужна для того, чтобы избежать недоразумения между учеными. Поскольку операционали-зированные понятия включают эмпирические ссылки, их аморфность минимизируется.

Операционализация - это описание психологического конструкта в терминах действий или операций, которые необходимо произвести, чтобы его измерить. Иными словами, если определение конструкта дает ясное понимание того, как мы будем его измерять, то это определение - операциональное.

«... а затем он ставит вопрос о том, сколько ангелов могут одновременно танцевать на булавочной головке, а я сказал ему, что его вопрос в недостаточной степени определен операционально - о чем идет речь - о классическом балете, джазе, чечетке или народной пляске.»

Психологи часто используют несколько различающиеся операциональные определения одних и тех же конструктов. Например, агрессивность в одном исследовании может считаться только физическим актом, причиняющим вред другому человеку, в другом - и физическим, и вербальным действием с целью ухудшить самочувствие другого человека или его позицию внутри группы. Это следует учитывать, когда вы собираетесь использовать разные инструменты для диагностики одного и того же психологического конструкта. За одинаковыми названиями тестов может скрываться различное психологическое содержание. Если в одном тесте, направленном на измерение личностных особенностей, измеряются ведущие потребности личности, а в другом, тоже личностном тесте, - интроверсия и нейротизм, то следует ожидать содержательно разных результатов.

Операционализация может быть описана пошагово от абстрактного уровня до самого конкретного через последовательное описание теоретического конструкта, индикаторов, переменных, оценок, при этом:

  • теоретический конструкт - обычно абстрактен и не может быть непосредственно измерен;
  • индикаторы - феномены, составляющие конструкт;
  • переменные - компоненты индикаторов, которые могут быть измерены;
  • оценка - возможные методы измерения переменных.

Допустим, нас интересуют различия в образовательных достижениях детей из бедных и богатых семей. Следует дать операциональное определение используемым конструктам, например, бедности. Тогда конструкт -бедность; индикатор - уровень жизни; переменная - санитарные условия; оценка - количество людей на одну ванную комнату в доме, где живет ребенок.

Или, экзаменационная тревожность - конструкт; индикатор - волнение перед сдачей устного экзамена; переменная - дрожь в голосе; оценка - наличие дрожи в голосе при устном ответе на экзамене. Операционализация конструкта экзаменационная тревожность могла быть осуществлена и по-другому. Индикатор - вегетативные расстройства; переменная - потоотделение; оценка - интенсивное потоотделение на некоторых участках тела. Или, индикатор - чувство тревоги и неуверенности; переменная -желание избежать общения с экзаменатором; оценка - субъективная оценка желания избежать общения с преподавателем как сильного.

Разные способы операционализации предполагают различные способы ее проверки. На каком бы способе операционализации вы ни остановились в своих собственных исследовательских проектах, важно следующее. Вы должны уметь рефлексировать тот путь операционализации, который вы проделали; видеть пути, от которых отказались; и что особенно важно отмечать те выгоды и ограничения, которые приобрели, идя по этому пути.

Кроме того, любая операционализация означает потерю большого объема информации. Следует признать, что экзаменационная тревожность гораздо более многогранный конструкт, чем потоотделение. Многообразием приходится жертвовать, чтобы сделать конструкт измеримым, а само измерение - воспроизводимым.

Присущее операционализации обеднение психологического понятия должно компенсироваться большим количеством исследований этого же понятия через разные операциональные определения.

Концептуализация - процесс, обратный операционализации, в ходе которого одиночные конкретные результаты измерений формулируются в более общих терминах.

Обратный операционализации процесс - концептуализация -состоит в обобщении результатов исследования конкретного поведения в специфических ситуациях до вывода о поведении этого типа в широком спектре ситуаций. Изучая реакцию студентов вуза на невозможность исправить оценку за контрольную, исследователь будет делать выводы о закономерностях реакции на фрустрацию. Хотя именно такие обобщения нужны для науки, нельзя забывать о том, что они связаны с риском неоправданного распространения частных выводов на общую ситуацию.

Источник: 
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко / Под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 198 с.
Темы: 
Материалы по теме
Правила деления понятий
Шадрин Д.А., Логика
Логические отношения между понятиями
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Отношения между понятиями
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Логические операции с понятиями
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Слово, предмет, понятие
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Что такое понятие?
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Понятие и его отличия от представления
Саенко Ю.В., Общая психология. Часть 3
Определенные и неопределенные понятия
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Оставить комментарий