Обследование психического состояния через беседу

Изучить психическое состояние человека можно разными способами. Важнейший компонент обследования — беседа, или психиатрическое (психологическое) интервью. В ходе него выясняют обстоятельства жизни и поведения собеседника, его взгляды на жизнь, жизненную позицию, его самооценку, социальное положение и многое другое, необходимое для составления психологического портрета личности. Беседа длится примерно час. Обследуют также каждую базовую категорию: речь, восприятие, память, эмоциональную сферу и т.п. Любое отклонение того или иного проявления жизнедеятельности должно фиксироваться.

Внешнее впечатление. Следует оценить адекватность внешнего вида обследуемого, его опрятность, двигательную активность и реакции на интервьюера.

Речь. На основании речи делается заключение о мышлении. Имеют значение объем, связность и скорость речи, любые необычные отклонения. Так, речь может быть сбивчивой или бессвязной. Анормальными признаками могут быть склонность к неуместной рифмовке, внезапная смена темы. К явным аномалиям мышления относят утрату границ, отделяющих свои мысли от чужих. Примеры: мысли «разделяются с кем-либо», «передаются по радио», испытывают на себе постороннее влияние. К патологии относят разорванное мышление, навязчивые мысли и т.п. Мысли могут быть неоправданно пессимистичными или необузданно оптимистичными. Может присутствовать бред, то есть непоколебимые иррациональные убеждения.

Настроение. Колебания настроения тонко отражают состояние эмоционально-волевой сферы, поэтому обращают внимание на неадекватное настроение, внезапные перемены в настроении, обсессивно-компульсивные проявления. Косвенным показателями тревожного состояния служит усиление потоотделения.

Когнитивные процессы. Экспресс-диагностику когнитивных процессов проводят по шести категориям.

  • Восприятие. Фиксируют отклонения восприятия, не имеющие под собой никакого реального основания (перцептивные переживания, галлюцинации). Их следует отличать от иллюзий, или ошибочных интерпретаций реальности.
  • Память. Кратковременную память можно проверить при помощи теста на запоминание ряда цифр. Долговременную память можно проверить при помощи анамнестических сведений разного уровня сложности (от «где вы живете?» до «перечислите руководителей страны за такой-то период времени»).
  • Внимание и концентрация. Отвлечение внимания легко выявить простым тестом: обратным отсчетом тройками или пятерками от заданного числа.
  • Ориентация. Определяют понимание обследуемыми их местонахождения при помощи усложняющихся вопросов, начиная от «что сейчас — день или ночь?» и до «сколько времени мы общаемся и как называется место, в котором вы находитесь?»
  • Способность к абстрагированию. Предлагают объяснить скрытый смысл пословиц или поэтических фраз.
  • Общий интеллект. Предполагает субъективную оценку самим психиатром (психологом). При необходимости в дальнейшем можно провести специальное исследование.

Заключительный элемент обследования — выяснение у собеседника понимания проблемы. Если у обследуемого в настоящем имеет место какая-либо жизненная конфликтная ситуация, включая психическое заболевание, следует выяснить, что осознает обследуемый и чего избегает. Каждый из вопросов можно задать прямо или косвенно и постепенно определить уровень критичности и степень рассудительности пациента.

Желательно, чтобы реакция психолога на обследуемого была записана. Ее впоследствии анализируют, определяя, могла ли она как-то повлиять на установку обследуемого в процессе интервью.

В зарубежной психиатрии алгоритм исследования психики основан на регистрации следующих параметров:

  • проблемы в общении;
  • подозрительность/недоверчивость;
  • враждебность;
  • обвинение других;
  • лживость;
  • контролирование/манипуляция окружающими; ревность;
  • впечатлительность;
  • отчужденние/изоляция;
  • уход в себя;
  • излишняя самокритка;
  • импульсивность/риск;
  • мания величия/эгоцентризм;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • повышенная эмоциональность;
  • подавленность/беспомощность;
  • тревожность/напряженность;
  • когнитивный/перцептивный эгоцентризм;
  • неспособность сосредоточиться/дефицит внимания
  • психотические эпизоды.

В психиатрии, в том числе пограничной, помимо непосредственной субъективной оценки психического статуса индивида врачом (психологом) достаточно широко используют так называемые диагностические шкалы. Последние включают стандартные категории и оперируют наличием/отсутствием симптомов. Они применяются для выявления больных и установки диагноза. В частности, среди диагностических шкал в мире известны RDC (Research Diagnostic Criteria — исследовательские диагностические критерии) для диагностики шизофрении и аффективных психозов, Ньюкаслские шкалы I и II — для разграничения эндогенных и неэндогенных депрессий. В шкале RDC соответствующие диагнозы оцениваются как «нет», «возможно» и «определенно» в соответствии с наличием (или отсутствием) определенных признаков. Специфические критерии в RDC приведены для симптомов, типов течения, длительности болезни. Симптомы также оцениваются по уровню тяжести и имеют диагностическое значение только в пределах определенного промежутка времени — активного эпизода, ремиссии. В целом RDC весьма сложна, поэтому ее чаще используют в научных исследованиях с применением методов математико-статистической обработки и корреляционного анализа. Подобная шкала для описания и оценки депрессивных состояний предложена ВОЗ (Schedule for a standardized Assessment of Patients with depressive disorders — SADD).

Для сравнительной оценки тяжести психопатологических признаков в динамике при уже установленном диагнозе предложены так называемые оценочные (рейтинговые) шкалы. Они применяются как для оценки отдельных расстройств (депрессии, психотической симптоматики, тревожных состояний, негативных шизофренических изменений), так и для оценки их в совокупности. Например, ВОЗ разработана шкала клинической оценки в нейропсихиатрии (Schedules for Clinical Assessment in Neuropsychiatry — SCAN). Шкала рекомендуется в качестве стандартного документа при проведении клинических исследований. Для шизофрении используют оценочную шкалу Карпентера [Carpenter W., 1976]. Для оценки депрессии удобна шкала MADRS Монтгомери и Асберга (Montgomery — Asberg Depression Rating Scale). Существуют оценочные шкалы для оценки тяжести расстройств когнитивных функций и социальной дезадаптации пациентов, т.е. для оценки стадии деменции. Для оценки уровня тревоги психических больных разработана шкала (опросник) тревоги Шихана (Sheehan Clinical Anxiety Rating Scale). Она содержит 35 пунктов (симптомов), охватывающих практически весь спектр клинических проявлений патологической тревоги (фобических, обсессивных, инсомнических, вегетативных, алгических и т.д.) и других психических расстройств (деперсонализация, ипохондрия, депрессия).

Помимо шкал в диагностике пограничных состояний широко используют тесты-опросники. В частности, известны ориентировочная методика экспресс-диагностики неврозов К. Хека и X. Хесса, содержащая 40 вопросов; шкала депрессии НИИ им. Бехтерева для дифференциальной диагностики депрессивных состояний, содержащая 20 утверждений; опросник уровня невротизации и психопатизации (УНП), содержит 90 вопросов.

Темы: Беседа, Психодиагностика
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Беседа в психодиагностике
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Систематика методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Использование психодиагностики для решения проблем в сфере трудовой деятельности
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Инструментарий методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Использование психодиагностики в психологическом консультировании
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Понятие психодиагностики
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Деловая беседа
...
Психодиагностика методом наблюдения
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Оставить комментарий