Негативная психотерапия

Тема негативной психологии неоднозначна и трудна для понимания. Поэтому онтопсихологическая школа уделяет ей очень серьезное внимание.

Прежде всего хочу отметь два важных момента в истории человечества.

Первое – это магнетизм предметов. Человечество всегда признавало существование всевозможных талисманов, и каждая культура по-своему определяла предметы, приносящие удачу или, наоборот, вызывающие неприятности.

Можно обнаружить это явление на химическом уровне: одни вещества благотворно влияют на наш организм, а другие наносят ему вред. Даже при переливании крови необходимо определять ее группу, иначе, вместо того чтобы вылечить человека, можно его убить.

Второй момент связан со всей нашей культурной традицией. С древнейших времен и до наших дней люди верили в существование колдовства, сглаза, белой и черной магии. Психический фетишизм проявляется в элементах нашей одежды.

Когда я сам занялся анализом этих явлений и установил за ними много реальных фактов, я истолковал их как свободное пересечение семантических полей.

Среди прочего семантическое поле передает эмоциональное состояние субъекта. Например, предположим, что за обедом вы сидите с человеком, который вам крайне неприятен. Даже если перед вами любимое блюдо, присутствие этого человека будет вызывать реакцию отторжения во всем вашем организме. А если вы ограничиваетесь куском хлеба и глотком воды, но делите их с приятным для вас человеком, то все идет прекрасно и ваш организм находится в расслабленном состоянии. То же самое касается эротических ощущений: стоит только подумать о любимом или привлекательном для вас человеке, а тем более оказаться с ним рядом, как вы заметите некоторое оживление половых органов. Если же на его месте окажется человек, неприятный вам с эротической точки зрения, половые органы тут же потеряют стимул к деятельности.

На основании этих и других примеров можно утверждать, что происходит положительное или отрицательное воздействие (конечно, с точки зрения влияния на субъекта, получающего определенный импульс).

Все мировые религии затрагивают вопрос о добре и зле, утверждая, что следует молиться святым, прося защиты от зла, которое постоянно рядом с нами.

Психологи должны принимать во внимание эти воззрения, а также отношение к предметам, имеющее место в религии и в массовом сознании людей, поскольку все эти представления существуют столько, сколько существует человек.

Как психологи, мы должны установить реальность, которая скрывается за этими мифами. 

Сейчас мы не будем углубляться в эту проблему и пытаться найти решение . В этой лекции я остановлюсь на общих аспектах негативной психологии, которые вы должны распознавать при работе с конкретным клиентом.

В моей клинической практике нередки случаи, когда больной быстро выздоравливал, если его удавалось отдалить от определенной среды или конкретного человека.

На предыдущих лекциях я уже говорил о языке нашего организма и существовании семантического поля. Если сорвать с дерева лист и бросить его на землю, то он засохнет в течение одного дня. Но если листок надломить и оставить на дереве, то он будет засыхать дольше, может быть, два или три дня, в то время как живые листья в непосредственной близости от него потеряют часть жизненной силы. Дело в том, что мертвый лист продолжает поглощать энергию, и живой лист должен производить ее для себя и для умирающего листа.

Существует язык общения между человеком и растениями. У растений особая чувствительность к негативному человеку. Так, в присутствии определенных людей некоторые растения вянут, хотя и получают достаточно воды; у других же людей они активно растут.

Между человеком и животными тоже существует язык общения: животное всегда выражает бессознательное своего хозяина. Этим я не хочу сказать, что человек, живущий в согласии с растениями и животными, совершенен и позитивен. Можно лишь утверждать, что этот человек витален по отношению к растениям и животным. Нужно еще доказать, витален ли он по отношению к людям.

Например, когда я утверждаю, что мать негативно влияет на сына, то я имею в виду, что взаимодействие между ними является наихудшим по своему характеру. В той мере, в какой мать совершенно осознанно любит сына, отказываясь от себя во имя другого человека, жертвуя всем ради него, в той же мере она губит и насилует объект своей полной самоотдачи и любви.

Я анализировал явление негативности в семейной жизни. Приведу два случая, которые мне особенно запомнились. В первом дело происходило в очень богатой семье: отец был инженер, мать – преподавательница, жили они в прекрасном доме. Внезапно у их сына двадцати двух лет начались серьезные проблемы со здоровьем. Родители испробовали все средства, начиная от религии, заканчивая психологией, пытаясь вылечить его. Наконец они обратились к крупному психологу, который заявил, что его болезнь вызвана недостатком любви со стороны родителей. Он считал естественным, что так как первоначально родители не хотели появления этого ребенка, то в период кризиса подросткового возраста ему стала необходима эмоциональная компенсация. Мать, следуя советам этого психолога, начала окружать сына вниманием и заботой, никуда от себя не отпуская. Он был всегда с ней, дома и на даче. Он даже спал в ее постели. Через двадцать дней сын покончил с собой: в его жизни был максимум аффективного присутствия матери.

Второй случай был связан с молодым человеком из Латинской Америки, который приехал в Рим лечиться от эпилепсии. Через месяц он стал выздоравливать, но в это время из Латинской Америки приехал его психоаналитик (это была женщина, близкая подруга его матери). Целью ее приезда было успокоить его мать, которая волновалась за сына, поэтому она как бы привезла с собой ее эмоциональное присутствие. Мать думала: «Ему, наверное, трудно без меня в чужой стране. Пусть хотя бы его психолог будет рядом с ним, передавая любовь его матери в далеком краю».

До ее приезда у юноши прекратились приступы эпилепсии, но после встречи с психоаналитиком и долгого разговора о матери и семье он внезапно умер.

Я стал анализировать эти явления, потому что не мог понять, почему люди, окруженные такой любовью, так рано умирали.

В своей клинической практике я всегда сталкивался с тем, что если удавалось отдалить молодых людей от семьи, то они немедленно выздоравливали. И сегодня многие из них занимают ведущее положение в обществе.

Но часто случалось и так, что, как только человек выздоравливал, родители уговаривали его вернуться домой. Они говорили, что обо всем позаботятся, что дома будет лучше. Сегодня из тех, кто вернулся, никого нет в живых.

В то время меня обвиняли в том, что я отдаляю подростков от родителей, запугивая их смертью, если они вернутся домой. Но я всего лишь предупреждал их, что, вернувшись домой, они не выздоровеют.

Расскажу вам еще об одном эксперименте. Возьмем, к примеру, две пары родителей, одна из которых больна раком, а другая – туберкулезом, и поменяем их детей, родившихся в один день. Каждая пара воспитывает ребенка, сохраняющего свои биологические признаки. В результате через некоторое время дети начнут приобретать симптомы болезней небиологических родителей.

Я обнаружил, что приемные дети всегда приобретают болезни воспитывающих их семей. Это очевидно опровергает некоторые законы наследственности, но я в свое время был директором детского приюта, и известные мне факты заставляют о многом задуматься.

Но сейчас нас интересует, как зарождается и как действует негативная психология.

Причина негативной психологии заключается в организмической фрустрации,  в неосознанной неудовлетворенности, от которой страдает определенный субъект. Речь идет о фрустрации, которая стремится компенсировать недостающие субъекту элементы.

К примеру, возьмем «хорошую девушку», которая не удовлетворена в половой жизни или не смогла когда-то выйти замуж за человека, которого очень любила. Таким образом, на данный момент в отношениях со своим партнером это неудовлетворенная женщина, фрустрированная эмоционально и эротически. Или предположим, что эту женщину ожидала блестящая карьера, которая по какой-то причине не осуществилась. Оскорбленная в своей гордости, в своих амбициях, женщина начинает «вкладывать» себя в своего сына или дочь. Механизмы проецирования или переноса очень реальны, и наш организм переживает их как конкретную реальность.

Может случиться, что женщина купает своего ребенка, находясь в ссоре с мужем. Будучи фрустрированной по отношению к своим природным инстинктам, она в момент прикосновения к ребенку передает ему особую форму эротизма, не отдавая себе в этом отчет. Она может быть абсолютно фригидной со взрослым мужчиной, но, обладая эротизмом, будет передавать его, не ведая того, своему ребенку. Таким образом, мать делает малыша своим соучастником, объектом компенсации ее латентной фрустрации, и передает ему аффект, эротизм, непропорционально большой для него. Ребенок привыкает к чему-то чрезмерному. Вместо того чтобы получать необходимое ему на данный момент, он в избытке получает аффект и эротизм.

Когда ребенок вырастает, он лишается того интенсивного потока чувств, который привык получать в детстве. Воспитывая его, мать дает ему слишком много исходя из собственной потребности, а не реальной потребности роста нормального, здорового человека. Личность ребенка формируется в соответствии с этой потребностью, а не с собственной идентичностью. Со временем устанавливается вампирический захват со стороны матери. Личность ребенка будет развиваться в соответствии с ее фрустрацией, а его «Я» – получать ошибочную информацию обо всем. В процессе его взросления мать будет любить его и растить исключительно зависимым от себя.

Я помню одну мать, двенадцатилетний сын которой был умственно отсталым и вел себя, как животное. Я попробовал оставить его у себя на 10 дней и уже заметил первые признаки улучшения, но после посещения матери он опять превратился в животное. У его матери были и другие дети, но она целиком отдала себя заботе именно об этом ребенке. Она не желала иметь половых отношений ни со своим мужем, ни с кем-либо еще. В результате при встрече с ней ребенок начинал мастурбировать: в его поведении открыто проявлялся инстинкт, подавленный сознанием матери.

Я должен упомянуть о своем опыте клинической работы. Я месяцами находился рядом с больными, и те, кто помогал мне тогда, впоследствии тоже стали онтопсихологами. Так что у меня достаточно опыта в такой работе. Когда я начал практиковать психотерапию в Италии, ко мне приводили только тяжелых больных, считавшихся неизлечимыми. Поэтому не удивляйтесь, что я занимался этим умственно отсталым ребенком.

Итак, негативная психология рождается во фрустрированном человеке, который при этом пытается помогать другим. В соответствии с фундаментальным биологическим законом сначала необходимо позаботиться о себе, а потом уже о других. Закон природы гласит: «Сначала должен жить я, тогда я смогу давать другим». Если же я испытываю сильную неосознанную потребность в эмоциональной энергии, а сам пытаюсь в то же время помогать другим, то на самом деле я оказываюсь в роли вампира.

Этот психический вампиризм осуществляется под видом сострадания, любви, заботы, самоотречения, то есть в любой форме псевдоматеринской опеки. Вампиризму не подвержены люди, которые удовлетворяют свои потребности собственными силами.

Можно часто услышать фразу, внешне выражающую величайшую любовь: «Кроме моего ребенка, мне ничего не надо. В нем вся моя жизнь». Большая часть научных исследований наделяет святостью обычный вампиризм.

Его излюбленными жертвами в семейном кругу оказываются наиболее чувствительные и одаренные дети, потому что в них больше всего жизненной энергии, они наделены большим.

Следует подчеркнуть, что речь идет о совершенно обычном явлении, встречающемся повсеместно.

Когда у вас повреждена одна рука, другая, повинуясь инстинкту, немедленно приходит ей на помощь. Тот, кто сильнее, помогает тому, кто в затруднении, и это прекрасно, потому что помогающий растет. Проблема в другом: когда человек, еще не достигший самореализации и необходимого уровня здоровья, пытается помогать другому человеку, полагая, что любит его, то он ограничивает, душит и опустошает его.

Необходимо, чтобы психология занялась этими явлениями, потому что мы, взрослые люди, обладаем рациональным сознанием и способны выбирать людей, которые будут с нами рядом, в отличие от беззащитного ребенка, который находится в семье в качестве объекта.

Для того чтобы прекратить проявление психического вампиризма, обычно достаточно выбрать один из двух подходов.

1) Привести зависимого, пассивного субъекта к осознанию необходимости стать независимым.  Иногда можно встретить ситуацию, когда один человек внешне очень спокоен, терпеливо выслушивает проблемы остальных, а тот, кто рядом с ним, много говорит, рассказывает. Тот, кто молчит, как бы создает вампирическое поле, чтобы питаться болью человека, который доверяется ему. Это может быть какой-нибудь старый больной дядюшка, к которому приходят за советом его племянники. Он кажется очень хорошим, осуществляя одну из форм психического вампиризма.

Трудность заключается в том, что пассивный субъект всегда добровольно открывается и становится предрасположенным к вампиризму. Очень часто он любит и защищает негативную личность, которая превалирует над ним. Негативный человек может «захватить» только при условии, если зависимый изнутри станет доступным и открытым. Это захват посредством внутреннего доверия. Любой из нас может находиться рядом с негативным человеком без какого бы то ни было регресса. Негативная психология действует до тех пор, пока существует вера и любовь со стороны пассивного субъекта.

2) Заставить негативную личность взять на себя ответственность.  Такому человеку надо открыто и спокойно объяснить, что он, не желая зла, забирает энергию другого и ему следует отдавать себе в этом отчет.

В дружеских, семейных отношениях и очень часто в отношениях пары можно встретить замечательных людей, которые пребывают под сильнейшим аффектом со стороны своей старой бабушки, парализованного дяди или преподавателя-инвалида. Их образы, следы можно обнаружить в жертвах даже после их смерти. Существуют переходы психического эротизма от взрослого к ребенку, обмен эротическими эмоциями. К примеру, если взять на руки ребенка, то вы сразу почувствуете его, а он вас. А теперь представьте, что чувствует парализованный человек, когда берет ручку внучки или внука.

Секрет многих ошибочных отношений внутри семейного контекста заключается в «общей постели». Но в соответствии с моралью никто не должен подумать что-то плохое по этому поводу, потому что тот, кто подумает плохо, испорченный. Но мы являемся психологами и должны быть непосредственными и точными, то есть объективными. Нам не должна быть интересна мораль. Существует большая проблема, связанная с изменением общественного сознания, но мы должны быть аналитиками для того, чтобы понять объективность ситуации.

Сущность негативной психологии заключается в том, что человек, стремящийся делать другому добро, на самом деле истощает его.  Это явление можно встретить в любой сфере жизни, включая экономическую и профессиональную.

Предположим, у директора предприятия есть секретарь, по общему мнению, отличный работник. Он работает днем и ночью, не выходит из конторы, остается работать сверхурочно, во всем себе отказывает ради успехов своего начальника. Однако путем анализа фактов и интерпретации снов удается установить, что преданный секретарь является крайне негативной личностью. Будучи неспособным занять позицию лидера, он ассимилируется с личностью настоящего лидера и живет зависимостью от него. И, как ни странно, наступает момент, когда дела фирмы начинают идти на спад.

То же самое случается в отношениях между студентами. Один студент рассказал мне следующее: «Раньше я учился успешно и сдавал все экзамены. Но потом я стал заниматься вместе с другом, который был отстающим студентом. Теперь он отлично сдает все экзамены, а мои результаты стали гораздо хуже». Это еще один пример психического вампиризма как повседневного явления. Достаточно знать, что это существует, и относиться к таким фактам рационально, не делая сенсации из мифов, традиций и черной магии.

Я помню женщину, которую все считали святой, потому что она первой бежала помогать туда, где случалось какое-нибудь несчастье, начиналась какая-нибудь эпидемия. Я спросил ее: «А вы ходили хоть раз на свадьбу или на какой-нибудь другой праздник, где люди смеются и развлекаются?». Она ответила: «Никогда». Как может принести радость другим людям тот, кто не знает, что такое радость? Эта женщина питается горем, ей нужны несчастья других, чтобы чувствовать себя великой. Для многих это святость, а для меня – психический вампиризм. Когда вокруг этой женщины не окажется несчастных, она умрет.

Поэтому нужно быть внимательным и всегда проверять тех, кто преисполнен желания творить добро. Согласно принципам природы и жизни первый закон – это позаботиться о себе самом, давать другим можно только от избытка самого себя. Здоровый, зрелый человек способен любить, давать, помогать не для того, чтобы получить что-то в ответ, а совершенно бескорыстно. Если же любят, потому что нуждаются в любви, запускается в действие механизм компенсации.

Лучшие деревья приносят лучшие плоды. В семейной жизни родители должны прежде всего думать о себе, тогда и дети вырастут нормальными, поскольку и они будут глубинно нуждаться в самих себе.

Потребность компенсировать существующую фрустрацию вносит в структуру личности ребенка искаженную информацию. Впоследствии ребенок обнаружит в себе структуру «Я», чуждую его собственному организму, потому что она сформировалась исходя из потребностей матери, дяди и других, но не его собственных. В этом и заключается принцип, определяющий явление негативной психологии со всеми известными нам последствиями.

Ключевые слова: Психотерапия
Источник: «Введение в онтопсихологию»: БФ «Онтопсихология», Москва; 2015
Материалы по теме
Цели и методы психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Теория психотерапии
Соловьева С.Л., Психотерапия
Техники когнитивной терапии - Психодиагностика
...
Дазайнанализ
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Ролевая психотерапия: виды, техники
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Коллективная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Православная психотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Самоанализ
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий