Теория психотерапии

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существуют три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтических теории (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная»), соответственно трем основным направлениям психологии, каждое из них характеризуется своим пониманием личности и личностных нарушений и имеет логически связанную с ним собственную систему психотерапевтических воздействий.

Поскольку в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (и личностные расстройства) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается посредством анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяются содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.

Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма — это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивиое поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения. Таким образом, целью психологического вмешательства является замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).

Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и неполным принятием себя, недостаточной целостностью «Я». В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания таких условий определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.

Темы: Психотерапия
Источник: Соловьева С.Л., Психотерапия
Материалы по теме
Психокибернетика
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Социотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Музыкотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Поведенческая психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Игровая психотерапия детей
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий