Теория психотерапии

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существуют три основных направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтических теории (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная»), соответственно трем основным направлениям психологии, каждое из них характеризуется своим пониманием личности и личностных нарушений и имеет логически связанную с ним собственную систему психотерапевтических воздействий.

Поскольку в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные психические процессы, а невроз (и личностные расстройства) понимается как следствие конфликта между бессознательным и сознанием, психотерапия будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический метод. Осознание достигается посредством анализа (включающего определенные процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного, а также сопротивления и переноса. Сама психоаналитическая процедура строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного. Именно этим определяются содержание процесса психотерапии, степень его структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр.

Представители поведенческого направления фокусируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Норма — это адаптивное поведение, а невротический симптом или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивиое поведение, сформировавшееся в результате неправильного научения. Таким образом, целью психологического вмешательства является замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, нормативные, правильные). Методически научение осуществляется на основании базовых теорий или моделей научения, существующих в бихевиоризме (классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение).

Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и неполным принятием себя, недостаточной целостностью «Я». В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания таких условий определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль.

Ключевые слова: Психотерапия
Источник: Соловьева С.Л., Психотерапия
Материалы по теме
Психодинамическое направление в психотерапии
Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М., Основы психотерапии
Групповая семейная терапия
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилатики и психотерапии: Пособие для студентов...
Интерперсональная психотерапия Салливана
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психологические механизмы изменений в психотерапии
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Научные основы психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психотерапевтическая цель
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Методы индивидуальной терапии. Терапия, центрированная на клиенте
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий