В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние» в развитии. К 2,5-3 годам он развивается в личность — единственную и уникальную, и эта трехлетняя личность серьезно начинает заявлять о себе. И события начинают сменяться быстро.
Кризис 3 лет — это напоминает диагноз. Врачи выносят его на основании характерных [как для болезни] симптомов, психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам», о которых уже говорилось. Малыш начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Добавим о группе симптомов, связанных с воображением. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка — у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период ребенок начинает самостоятельно играть, в том числе, сочиняет истории, реально не происходящие, или общается с воображаемым партнером. С другой стороны, воображение может выступать как защитная функция — малыш, например, начинает хвастать несуществующими достижениями, а неуспешный ребенок станет «выдумывать успех», сочинять свои новые достижения.
В предметной деятельности развиваются и новые психические процессы. Действия с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть результат. В то же время, он начинает замечать связь между успешным или неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у него формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Ваня хороший», он говорит: «Я хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, говорить о себе. И в меру своих возможностей малыш это делает.
В большинстве своем ребенок не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Для взрослых ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И несправедливое обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать! Что делать? Следует поменять свое отношение к ребенку. Надо признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность. Хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет новое достижение — сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину.
Малыш должен увидеть, что его игра — дело серьезное в понимании взрослых. В таких играх ребенок будет учиться общаться и реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум, общество — необходимое условие развития новой личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней, в игре — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения.
Кризис трех лет — естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка — он стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства. Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется — ребенок становится несговорчивым, «трудным», и эти черты поведения способны укорениться в его характере надолго. Если же взрослый изменил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Кризисом вообще называют любое внезапное прерывание нормального хода событий в жизни индивида или общества, которое требует переоценки моделей деятельности или мышления.
Кризис третьего года жизни своим появлением часто совпадает с окончанием формирования зубного ряда (20 молочных зубов) — это на физиологическом уровне. А на психологическом уровне отмечается повышение интереса ребенка к другим людям, теперь он играет не только с самыми близкими, но и с многими знакомыми взрослыми, интересуется другими детьми. Именно в этом возрасте ребенок психологически «отрывается» от мамы и постепенно учится общаться с окружающими. Ребенок активно формирует речь, причем зачастую очень оригинально (вспомним чудесную книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Некоторые родители ведут даже записи детских речевых «перлов» — по прошествии времени очень интересно и весело прочитать эти записи всей семьей.
Кризис трехлетнего возраста — период «отделения» ребенка от взрослого. Можно даже назвать этот период временем становления личности ребенка, временем, чрезвычайно трудным для родителей. И от того, как они поведут себя, во многом будет зависеть, каким вырастет ребенок: пассивным или активным, настойчивым и независимым, либо робким и неуверенным в себе.
Особенно сильно кризис 3 лет проявляется в семьях, где ребенок единственный. Кризис 3 лет — это, прежде всего, кризис отношений между ребенком и родителями, это стремление ребенка к самостоятельности, что вызвано осознанием, формированием своего «Я». И здесь важно помнить: разрешить ребенку действовать самостоятельно, но контролировать. Причем контролировать нужно не столько действия самого малыша, сколько пространство вокруг него. Ребенок хочет пролезть под столом — пусть, только надо подставить руку, чтобы он не ушибся. Хочет отбежать — надо проследить, чтобы он не пропал из виду. Хочет есть ложкой сам — пусть. Подобное отношение к ребенку позволит ему чувствовать себя уверенно. Часто попытки ребенка быть самостоятельным очень нервируют родителей — ведь проще и быстрее самим одеть, накормить и умыть. Но если не позволить ему делать это сейчас, то в будущем не надо огорчаться, что ребенок ленив и несамостоятелен. Раздражение взрослых естественно, это чувство можно понять — ведь на самом деле ребенок еще очень немногое может сделать сам, он неловок, неуклюж, у него многое не получается. Ко всему прочему, он непоследователен в своем поведении: с одной стороны, настаивает на своем, с другой оказывается совершенно беспомощным перед самой простой задачей. Но относиться к этому следует спокойно, так как, почувствовав раздражение, ребенок может испытать чувство стыда от своей неуклюжести и отказаться от попыток быть самостоятельным. Пусть делает так, как умеет. Абсолютно недопустимы насмешки и ирония. В такой ситуации ребенок может решить, что лучше оставаться маленьким и зависимым, во всяком, случае, маленьких и беспомощных не ругают. Либо ребенок захочет поскорее стать большим и самостоятельным, но поскольку этот путь довольно долог, то он будет постоянно испытывать чувство стыда и вины.
Повторим и уточним: для поведения ребенка в описанный нами сейчас период характерны:
- негативизм.
- упрямство.
- своеволие.
- строптивость.
- протест — бурные ссоры с родителями.
- обесценивание роли взрослых.
В индивидуальном развитии кризису 3 лет предшествует стадия независимости.
В возрасте от двух до трех лет ребенок во многих отношениях по-прежнему беспомощен. Однако по мере развития навыков ходьбы и манипуляций с предметами он обретает постепенно растущую физическую независимость. Ребенок не только учится контролировать свои движения, но и начинает лучше дифференцировать элементы своего окружения, имеющие значение для его нужд и удовольствий. Он становится исследователем ради удовлетворения своего пробуждающегося любопытства. Ощущая свое могущество, начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение184.
По мнению Ш. Бюлер, в этот период ребенок начинает проверять любовь окружающих к себе. В возрасте от восьми месяцев до четырех лет ребенок экспериментирует, пробует сделать то одно, то другое. Он исследует свои потребности в самоопределении и ставит эксперименты, желая проявить свою независимость от матери. Первое социальное достижение ребенка — способность выпустить мать из поля зрения и верить, что она вернется.
Фрейд называет этот период «анальной стадией» (см. выше), поскольку первое реальное расхождение между потребностью ребенка в автономности и родительским требованием дисциплины связано с усилиями взрослых приучить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно справлял свои физиологические нужды. Первые уроки по контролю над мочеиспусканием и дефекацией влияют на отношения ребенка с родителями. Он вскоре начинает понимать, что может доставить удовольствие или вызвать обеспокоенность, отдавая или задерживая фекалии и мочу. Так, в дополнение к отказу от еды, выделительные процессы становятся одним из первых видов оружия ребенка в отношениях с родителями.
Эриксон называет этот период стадией «автономии против стыда и сомнения.» (см. выше). У ребенка развивается потребность быть независимым, однако он продолжает нуждаться в ощущении зависимости и в поддержке. С точки зрения развития у индивидуума способности любить ребенок на этой стадии нуждается в том, чтобы понять: его любят таким, какой он есть, даже «с грязной попой». Ему нужно узнать, что его ценят за его независимость точно так же, как за его зависимость.
Эльконин определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.
Симптомы кризиса трех лет появляются в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, независимым, активным.
Внимание: следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).
Среди психологов известны три возможных способа справиться с возникшими чувствами:
- экстрапунитивный: враждебность направляется вовне, на других людей или на предметы. Когда этот способ становится доминирующим, человек может превратиться в «хронического критикана»;
- интропунитивный, когда прямая ответственность возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Такие люди могут быть вечно извиняющимися, с излишней готовностью принять вину на себя;
- инпунитивный — агрессивный аспект в данной ситуации подавляется. Когда этот способ становится доминирующим, человек может настолько подавлять свои агрессивные чувства и действия, что уже не в состоянии оценить их последствия для себя самого и для других. Каждый из описанных выше способов совладания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда его чувства просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло .
Многие психологи убеждены, что даже самому спокойному и послушному малышу иногда необходимо выплеснуть скопившуюся энергию. Способов такой разрядки множество: бегать, прыгать, громко кричать, петь во все горло и делать массу приятных вещей, которые обычно делать запрещено. Наверное, именно поэтому в некоторых странах мира есть узаконенные на государственном уровне праздники детского непослушания.
В Голландии, например, один раз в году проводится праздник «Ночь сонь». В эту ночь всем детям в возрасте от 7 до 15 лет разрешено до утра слоняться по улицам, кричать и петь, звонить в двери домов, шуметь и баловаться. Никто из взрослых не вправе появляться на улицах, кроме булочников, полицейских и учителей, которые обязаны помогать детям веселиться.
А в Мексике издавна существует Праздник шалуна. Нарядно одетые дети, которым не исполнилось еще 10 лет, выходят на улицы и начинают поддразнивать взрослых. Причем самые отчаянные и изобретательные проказники получают подарки.
В 3 года ребенок открыт для развивающих занятий. В это время можно заложить фундамент будущего математика, музыканта, художника — активно работает воображение малыша, и он может перенестись совершенно в другой сказочный мир. Конечно, сосредоточить свое внимание на определенном занятии ребенок может в течение 15-20минут, но за это время он способен запомнить многое. К концу третьего года ребенок прекрасно помнит, как ходил с родителями в цирк или театр, может строить предложения из 3-4 слов. Он способен рассказать короткую, хорошо знакомую сказку, спеть песенку или рассказать стишок.
В данный период ребенок начинает прислушиваться к диалогу взрослых и делает свои умозаключения. Поэтому ребенок не должен присутствовать при любых конфликтных ситуациях, тем более не следует ему быть свидетелем бурных сцен и нехороших поступков взрослых. Родители для ребенка — пример для подражания. На третьем году жизни с ребенком уже можно договориться — он становится управляемым.
Иногда бывает, что родители, не замечая кризисной ситуации или просто ничего о ней вообще не зная, начинают паниковать. Думают, что их ребенок отстает в развитии, а на самом деле «кризис» проходит просто более мягко, чем у других детей. Главное, чтобы ребенок стал более самостоятельным, гордился своими поступками и имел свою точку зрения.
Сроки наступления кризисов, их длительность и глубина у всех разные, однако они подчинены общим закономерностям.
Кризис трехлетнего возраста называют «возрастом строптивости» и не зря: основная его черта — упрямство. Причем малыш настаивает на чем-либо не потому, что ему так сильно этого хочется, а потому, что этого потребовал именно он сам. Мало того, он отказывается что-либо делать только потому, что это исходит от взрослых. Стремление к самостоятельности выходит на первый план — ребенок все хочет делать сам. Казалось бы, только недавно он был ласковым и послушным и вдруг стал строптивым, постоянно всем недовольным, сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Теперь он совершенно не похож на прежнее милое создание.
Кризисы — необходимые этапы в развитии ребенка, этапы, запрограммированные самой природой. Через них проходили когда-то и мы с вами. Но вот то, как минует человек эти важные моменты своего становления, во многом зависит от реакции окружающих, и, в первую очередь, родителей. Неграмотное, неосознанное вмешательство ничего, кроме вреда, не принесет, оно лишь оставит болезненные рубцы в психике растущего человека.