Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?
Детство — всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. И сам термин «детство» используется широко, многопланово, многозначно, нетождественно заключенному внутри смысловому содержанию.
Детство в индивидуальном варианте — это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние до определенного (кем?) возраста, «до взрослости». В обобщенном варианте — это совокупность детей разных возрастов, составляющих «довзрослый» контингент общества .
Специального определения детства нет ни в философских, ни в педагогических, ни в социологических словарях.
В психологическом словаре есть определения детства как термина, обозначающего:
- начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста);
- социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание детства оказывают влияние конкретные социальноэкономические и этнокультурные особенности общества.
А вот и еще один словарь по психологии:
- Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества — раннее детство — дошкольный возраст — и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.
Д. И. Фельдштейн в уже цитированной работе «Социальное развитие в пространстве — времени Детства» отмечает, что обобщенное наименование — Детство — чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность детства.
В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. Главным уже становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в детстве и детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе и установление особенностей его движения к миру взрослых, «больших».
Являясь сложным, самостоятельным организмом, детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.
Актуальность научного определения детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе, уже не оспаривается.
Ученые давно заметили, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми .
И здесь можно выделить 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка:
- влияние «взрослой» культуры;
- личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности;
- воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение (свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является и то, что это емкое понятие заняло-таки свое место в психологических словарях).
Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Исследователями отмечено, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, развития ребенка.
Проблема развития, как известно, одна из наиболее сложных и постоянно актуальных во всех сферах научных знаний — в философии, социологии, психологии и др.
Замечательный ученый, философ, педагог, психолог профессор В. В. Зеньковский много внимания уделял душе ребенка, его личности, считая ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения .
Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих поступков. Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального «Я», слабая власть эмпирического «Я» ведут к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам психолога и философа, придает детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас .
К. Г. Юнг в книге «Конфликты детской души» отмечает, что душа ребенка до стадии сознательного «Я» вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует не только фоновые условия психологического мира родителей, но и, в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе .
Юнг дает свое понимание личности ребенка: то, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность это и есть идеал взрослых. Личность — это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится .
Наш замечательный ученый, автор известных книг по возрастной психологии Г. С. Абрамова вводит понятие «философия жизни» в контексте детства. Она пишет, что с момента рождения ребенок сталкивается с конкретными формами философии жизни, задающими границы между жизнью и смертью, между живым и неживым. Абрамова отмечает, что встреча ребенка с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего ее качества — времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвая собака, мертвый цветок останавливают для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей — жизни — смерти, обозначающей начало и конец. Понятие «философия жизни» конкретизируется в переживаниях. Ценности жизни ребенка, ценности жизни другого человека, ценности жизни вообще, а также в другом ряде переживаний — ответственность за жизнь, за живое, переживания по поводу источников собственной жизни.
И. С. Кон к проблемам, не подвластным эмпирическому анализу, относит тайну человеческого «Я». «Каждый человек —уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. Открытие «Я» — не одномоментное и пожизненное приобретение, а серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущее и вместе с тем вносит в них коррективы.». Эти слова, несомненно, относятся к детству.
Итак, мы знаем, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения.
Человек, являясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.
В ходе истории растет состояние, изменяется качество и структура материальной и духовной культуры человечества. Но за прошедшие тысячелетия новорожденный ребенок практически не изменился. Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной зрелости. И как это ни грубовато, ни примитивно звучит, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Множество интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Лриесом. Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.
В книге «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме» (1973) Лриес утверждает, что понимание ребенка как существа привилегированного, обладающего особым, отличным от взрослых мировосприятием, зародилось лишь в XV-XVI веках. В Средние века на него смотрели как на «маленького взрослого» и оценивали поступки по «взрослой шкале». Семья не была базисной социальной группой, и с раннего возраста гильдии, корпорации были для ребенка главными институтами социализации.
Открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов жизни в научных сочинениях XVI-XVII веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость, сенильность (глубокая старость). В древности периоды жизни соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы.
Наука о психическом развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Основателем детской психологии, напоминаем, является Прейер, который написал книгу «Душа ребенка». Прейер первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.
В настоящее время предмет детской психологии — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.
Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла и новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психологии ребенка.
Возьмем рост — количественное изменение объекта, в том числе, и психического процесса. За процессами количественного роста могут происходить и другие явления и процессы. Например, созревают железы внутренней секреции — когда происходят существенные изменения в структурах и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.
Наиболее важные среди механизмов развития:
- дифференциация;
- появление новых сторон в самом развитии;
- перестройка связей между сторонами объекта.
Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.
В настоящее время разрабатываются новые стратегии исследования — стратегии формирования психических процессов.