Эволюция взаимоотношений государства и гражданского общества. До появления гражданского общества в подавляющем большинстве стран существовали абсолютистско-монархические режимы. Государство средствами прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало жизнь индивидов. Государство в лице монарха одним сословиям даровало некоторые права и привилегии, а других лишало всего.
Переход от традиционного, феодального общества к гражданскому, в основе своей буржуазному, означал появление гражданина как самостоятельного социального и политического субъекта с неотъемлемыми правами и обязанностями. Развитие горизонтальных невластных социальных связей, образовывавшихся автономными ассоциациями граждан, наталкивалось на противодействие централизованного государства. Однако государство вынуждено было не только считаться с возникшими ассоциациями граждан, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, существенно перестроить собственные властные структуры. Не во всех странах конфликт между гражданским обществом и государством был разрешен установлением конституционноправовых принципов их взаимоотношений. В ряде случаев он вылился в открытые столкновения парламента как органа народного представительства и королевской власти по поводу их политической роли и объемов властных полномочий. Такие столкновения, подчас перераставшие в настоящую гражданскую войну, стоили в общей сложности многих миллионов жизней. Борьба была отражением продолжавшегося поиска конкретных политико-организационных форм обеспечения стабильного и умеренного правления, при котором осуществлялось бы сбалансированное распределение политической власти в обществе.
Разновидности конституционализма
Переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался, как правило, с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших единую систему конституционализма. Однако соотношение государства и гражданского общества, пределы вмешательства государства в жизнь граждан в разных странах имели конкретно-исторические формы. Можно выделить две модели конституционализма.
1. Англо-американская модель конституционализма акцентирует внимание на свободе как доминирующей ценности, не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества, которое само определяет задачи государства. В Декларации независимости Соединенных Штатов Америки (1776) такая определяющая роль гражданского общества была выражена следующим образом: все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность; народ — источник власти, ему принадлежит суверенитет, правительство — слуга народа. Правовой формой существования данной модели стало конституционное государство. Все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают его интересы, то народ имеет право на восстание и свержение правительства, не выполняющего свои прямые обязанности, и прежде всего обязанность заботиться о благе всего народа.
В дальнейшем, как показал опыт, в США и Великобритании использовалось государственное регулирование экономики. Идея регулирующего воздействия государства наиболее четко проявилась в «новом курсе» Ф. Рузвельта в 1930-х годах, а затем в период после Второй мировой войны.
2. Евроконтинентальная модель конституционализма как правовой режим отношений между государством и гражданским обществом сложилась в Западной Европе. Она имела иную логику формирования. Традиции сильного государства, отсутствовавшие в США и островной Великобритании, сформировали особый режим отношений государства и гражданского общества, который нашел свое отражение в концепции правового государства, наиболее активно разрабатывавшейся в Германии. В ней акцент был сделан на идею об особой роли государства в жизни общества. Свобода индивида ставилась в зависимость от мощи государства, поскольку, лишь будучи сильным, государство способно гарантировать защиту прав человека, его индивидуальную свободу, порядок в обществе, т.е. идея государственного порядка, национального единства ставилась выше ценности свободы личности.
В силу длительной эволюции и разнообразия конкретных форм конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества имеет различное толкование. Согласно классическому, правовому определению конституционализм, представляет конкретную форму правления, которая сопоставляется парламентаризмом и абсолютизмом.
С формально-правовой стороны конституционализм означает наличие в обшестве основного закона государства (конституции), определяющего народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан. Исполнение законов признается обязательным и для правителей и для управляемых. Верховенство права над произвольными решениями правящих обеспечивается разделением властей, высоким положением законодательной власти, ее зависимостью (через механизм выборов) от народа, нации, а также равным и доступным для всех граждан судом. Конституция как основной закон — это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности, по которому гражданское общество является сферой индивидуальных свобод и частных интересов, а государство — сферой публичной власти и общих интересов.
Абсолютизм означает форму государства, где вся полнота власти сосредоточена у монарха. Конституционализм противостоит абсолютизму в форме правового государства, где отношения между государством и гражданским обществом регламентированы правовыми нормами. Однако в ограниченной монархии характер отношений между народным представительством (парламентом) и правительством (исполнительной властью) зависит от доминирования в механизме власти либо принципа парламентаризма, либо принципа конституционализма. Парламентаризм означает зависимость правительства от решений парламента. Конституционализм предполагает независимость правительства от воли парламента. Примером такого распределения власти может служить система министерского правления в рамках конституционной монархии. В этом случае за конкретное направление политики, его осуществление несет ответственность министр, назначаемый монархом и ответственный перед ним.
Конституционализм как система, устанавливающая правовые рамки взаимоотношений общества и личности с властью, может быть действительным и мнимым. Конституционализм был способом цивилизованного разрешения противоречий между набравшим силу гражданским обществом и абсолютистским государством. В тех странах, где гражданское общество стало зрелым, система конституционализма положила начало процессу постепенного перехода к демократии, первым шагом на этом пути было действительное ограничение функций монарха и расширение полномочий народного представительства (парламента). В царской России конституционализм был мнимым ввиду слабости гражданского общества. Это обусловило союз царя с бюрократией, и даже учреждение парламента — Государственной Думы — не изменило сущности власти, которая сохранила свой абсолютный характер и концентрировалась в руках самодержца.