Когнитивный (познавательный) процесс

Слова «когнитивный» и «познавательный» являются синонимами, однако первое встречается в научной литературе чаще; таким образом, речь идет о познании, развернутом во времени.

Сознание в силу своей данности осуществляет когнитивный процесс; на «компьютерном» языке этот процесс можно представить как форму обработки информации. Пусковым импульсом к началу познания (равно как и любой стадии этого весьма сложного процесса) служит акт воли.

Информация поступает в организм в виде стимулов, которые определенным образом перерабатываются и оформляются, иными словами — кодируются, например, в виде речи. Следует знать, что не все стимулы доступны для распознавания нашими органами чувств, следовательно, обрабатывается только доступная форма информации.

Фундаментальным механизмом усвоения информации на ранних этапах развития личности есть интроекция. Интроекция подразумевает усвоение рациональным разумом информации в «сыром, не переваренном» виде, минуя критический анализ и синтез. Это символическая интернализация (включение в себя) некоего объекта. Происходит «встраивание» чужеродной информации в структуру собственного мировоззрения и мировосприятия. Вектор интроекции направлен вовнутрь. Таким способом человек автоматически принимает в качестве своих личных норм ценности и нормы других. Механизм интроекции резко актуализируется в моменты стресса, однако последствия такого феномена нередко надолго отравляют человеку радость существования, поскольку представляют потенциальную опасность закрепления неверных моделей поведения. Впрочем на ранних этапах развития такой феномен, безусловно, способствует интеграции индивида в социальную среду и повышает выживаемость человеческого рода в целом. Во многом благодаря интроекции вокруг ядра личности формируется информационный слой (личностное образование), называемый «эго».

Несмотря на свою общую полезность, в жизни каждого человека рано или поздно непременно наступает момент, когда интроективная информация становится серьезным тормозом, а иногда и непреодолимым препятствием на пути личностного роста. Фактически она превращается в подсознательный комплекс, который серьезно мешает духовному развитию личности. Интроективная информация становится фактором внутриличностного конфликта, поскольку противоречит интуитивному видению мира и глубинному пониманию правильности выборов и поступков.

Возможны три схемы усвоения новой информации («внутренние» пути).

  • Общий универсальный путь — интроективно, о чем говорилось выше. Такой путь характерен для ранних (начальных) этапов формирования личности. В детстве практически 100 % новой информации усваивается только так. Его можно сравнить с установкой нового программного обеспечения на компьютер.
  • Второй путь, по сути, представляет «вторичную» обработку информации с активным использованием рациональным сознанием интроективно усвоенных знаний. Для сознания результат выглядит как новая информация, поскольку происходит новая структуризация, встраиваемая в старые, ранее сформированные стереотипы психики. Эволюция личности включает постепенный переход с первого пути на второй. Для взрослых и пожилых лиц второй путь приобретает самодовлеющее значение. Однако при всех его положительных моментах переход только на второй путь означает фактически остановку личностного роста.
  • Третий путь возникает при сознательной концентрации рационального сознания на поставленной задаче и поисках новых путей решения. Это есть не что иное, как своеобразная медитация на объекте. При этом происходит подключение сознания к общему пласту информации. Новая информация регистрируется рациональным сознанием в виде озарения: «Яблоко упало!» «В голову пришла идея!» Толчком к озарению обычно выступает совершенно незначительное, на первый взгляд, событие или повод («Эврика!» — воскликнул, погрузившись в ванну с водой, Архимед). Активное использование третьего пути оттачивает рациональное сознание в его умении подключаться к общему информационному пласту и переработке этой информации. Такой путь требует отказа от суеты и трактуется как духовный.

Организм внутренне реагирует на поступающую информацию двояко: выработкой эмоций и мышлением. Оба процесса сопутствуют друг другу. На протяжении всей жизни мышление находится под непрерывным влиянием эмоций, вносящих свой вклад в конечный результат мышления. Как образно подмечено, «мышление распластано по поверхности эмоций». В реальной жизни «холодные» процессы мышления обычно уступают значимым «горячим» актам эмоциональной оценки.

Результатом усвоения новой информации являются новые формы поведения. Фактически большую часть своей долгой жизни человек осваивает адекватные модели поведения. Удачные модели в дальнейшем становятся естественной привычкой (автоматизируются), но сам человек вынужденно становится невольным заложником этой автоматизации. Так, в условиях кризиса и потери контроля над собой, в ситуациях, когда «эмоции берут верх», мышление и поведение индивида всегда регрессируют, повторяя прочно усвоенные примитивные формы защиты. Вот почему, впадая в панику, люди ведут себя как дети.

Процесс выработки новых форм реагирования под влиянием внешнего воздействия в психологии называют научением. В отличие от рассмотренных выше внутренних путей усвоения информации научение описывает, скорее, «внешний» путь. Различают три вида научения: реактивное, оперантное и когнитивное.

Реактивное научение характеризуется спонтанностью реакции, которая носит вынужденный характер. Сознание блокируется, как правило, эмоцией страха. Хотя это пассивный по своему внутреннему содержанию ответ, он прочно и глубоко запечатлевается в памяти как единственный опыт реагирования в ситуации угрозы. Изменить такой опыт, разорвать порочную связь причины и реакции в последующем весьма трудно. Например, побывав в пожаре и получив ожог, ребенок еще долго боится окружающего мира. По-видимому, к данному типу научения следует отнести импринтинг — самый древний механизм усвоения опыта. Это случай, когда стимул обладает настолько впечатляющей силой, что переживание фиксируется в памяти раз и навсегда. Импринтинг чаще возникает в перинатальном периоде (вынашивания) и в раннем развитии. У птенцов первый крупный движущийся объект запоминается и впоследствии воспринимается за родителя.

Оперантное научение, или оперантное обусловливание (Б.Ф. Скиннер), представляет механизм закрепления того поведения, последствия которого для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В основе оперантного научения лежит упрощенная модель поведения, выраженная формулой «S - R», где S обозначает стимул (определенный положительный или отрицательный раздражитель), а R — поведенческую реакцию индивида на данный раздражитель. Меняя условия стимула, можно добиться нужной реакции. В ситуациях, в которых каждый поведенческий акт получает адекватное позитивное или негативное подкрепление рано или поздно формируется подсознательная ориентация на выбор адекватной модели поведения. Условные рефлексы И. Павлова рассматривают как частный случай оперантного обусловливания; их еще называют классическим обусловливанием. При любом оперантном обучении имеют значение четыре фактора:

  • значимость (сила) подкрепления,
  • повторяемость событий,
  • смысловая и временная связи между поведением и стимулом,
  • наконец, длительность научения.

Без повторяющегося подкрепления заученные навыки поведения с течением времени, естественно, угасают.

Позитивное подкрепление не обязательно выглядит истинным желанным подарком (прямым поощрением); равно как и негативное подкрепление -истинным наказанием    (прямым наказанием). Если индивид был предварительно настроен на получение в будущем истинного подарка либо истинного наказания, то отказ от позитивного поощрения им будет уже рассматриваться как относительное наказание, а отказ от истинного наказания - напротив, относительным поощрением.

Когнитивное научение представляет более сложный и совершенный механизм выработки новых форм реагирования. Ведущая роль в нем отведена мышлению (логике), и в этом акцентирован фактор проявленной воли. Сознание проводит системный анализ, в ходе которого происходит интеграция «разбросанной» в памяти разнородной информации и формируется качественно иная, виртуальная форма опыта. Высшим уровнем когнитивного научения можно считать осознанное достижение инсайта (см. «Инсайт»).

Простейший способ когнитивного научения — это обычное подражание, воспроизведение наблюдаемых событий, причем не обязательно с пониманием их значения.

Примером сложного сочетания оперантного и когнитивного научения может служить развитие мышления у ребенка. Ребенок научается разделению объекта на части, выделению в нем отличающихся элементов и выявлению общих качеств. Установлено, что для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, чем, что они имеют общего. Сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с этими предметами, различия же вызывают нарушение привычного хода действий и влекут за собой появление особой (ориентировочной) реакции. Именно на этих наблюдениях был сформулирован закон Э. Клапареда: факторы, с трудом воспринимаемые (то есть препятствующие автоматизации поведения), осознаются раньше и легче, нежели факторы, легко воспринимаемые (то есть способствующие автоматизации поведения), которые осознаются с трудом и лишь во вторую очередь.

В когнитивном процессе выделяют в порядке следования и возрастания уровня знания такие этапы: ощущение, восприятие, мышление, фиксация опыта (память). В нем задействованы такие феномены, как: внимание, желание, воля, поведение, мотивация и др.

Ощущение, или сенсорное познание

Ощущение, или сенсорное познание, говоря техническим языком, есть не что иное, как форма перекодировки информации. На языке психологии ощущение подразумевает выявление отдельных признаков предмета и проявляется исключительно чувственным переживанием. Можно сказать, некая абстрактная энергия, влияющая на реальность физической оболочки индивидуума (его тело), трансформируется в иную информационную форму, реально переживаемую в виде эмоции (чувства). Смысл ощущений — представление материала для первичной ориентировки в ситуации. Этот процесс всегда связан с выработкой определенных эмоций. Факт ощущения оценивают либо по рефлекторному ответу (в котором высшее сознание не участвует), либо по первому сигналу (началу) восприятия изменений.

Местом восприятия абстрактной энергии, где собственно и начинается мгновенный процесс ощущения, являются рецепторы — первичные клеточные звенья разных анализаторных систем. В соответствии с существующими типами анализаторов выделяют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (кинестетические) ощущения.

В зависимости от локализации регистрируемых ощущений последние относят в одну из трех категорий:

  • экстероцептивные (с поверхности тела);
  • интероцептивные (с внутренних органов и полостей тела);
  • проприоцептивные (с костно-мышечной системы).

В норме раздражение любого типа рецепторов вызывает строго адекватное раздражителю ощущение. При извращении нормального процесса раздражитель может вызвать иное, неадекватное ощущение, например звук приобретает визуальные характеристики цвета, а тепловые раздражители воспринимаются рецепторами давления. Такое явление носит название синестезии.

Ощущения изучаются в рамках психофизики, одного из разделов психологии. В ощущении уместно выделить качество интенсивности, иначе — субъективную выраженность ощущения, связанного с каким-либо раздражителем. Основной закон психофизики ощущений (закон Вебера — Фехнера) гласит: «Ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражит еля».

Любой тип ощущений характеризуется так называемым порогом чувствительности (сенсорный порог, порог ощущений). Порог чувствительности соответствует величине раздражителя, способной вызвать (или изменить) ощущение. Судят об этом по объективным показателям. Теоретически порог ощущений показывает абстрактный (независимый) уровень чувствительности соответствующего анализатора, однако на практике следует помнить о множестве различных факторов, влияющих на распознавание определенного стимула.

В ощущениях присутствует так называемый эффект последействия (послеобраза). Так, после прекращения воздействия стимулом репрезентативные зоны головного мозга еще какое-то сверхкороткое время сохраняют возбуждение. Только так можно объяснить случаи, когда субъект продолжает ощущать некое воздействие даже после отмены стимула.

Пороги чувствительности: виды
Порог чувствительности есть обобщенное качественное определение. В количественном аспекте выделяют следующие виды порога чувствительности: абсолютный (нижний и верхний), дифференциальный, оперативный. Абсолютный нижний порог чувствительности выражается той минимальной величиной раздражителя, которая дает ответную реакцию организма в форме осознания едва воспринимаемого ощущения. Абсолютный верхний порог чувствительности соответствует тому пределу силы стимула, который еще можно вынести без потери сознания. Уровень абсолютных порогов напрямую зависит от длительности стимула.

Дифференциальный порог ощущений отражает минимальное различение в силе (качестве) раздражителя.

Оперативный порог ощущений определяют как наименьшую разность между раздражителями, при которой точность и скорость различения сигналов достигают максимума.

Для измерительных процедур полезным оказывается выделение порогов появления и исчезновения ощущений, а также время реакции. Пороги появления и исчезновения чувствительности соответствуют моментам появления и исчезновения ощущений, показателем служит интенсивность стимула. Время реакции — это интервал между предъявлением раздражителя и началом ответной реакции, фактически представляет латентный период. Подобно иным показателям, время реакции существенно зависит от сложности задачи, решаемой при опознании раздражителя.

Из всех видов ощущений наиболее исследованы болевые ощущения, возникающие как ответ организма на угрозу его целостности. Болевые ощущения характеризуются выраженной отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащением сердцебиения, расширением зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Болевая чувствительность определяется по болевым порогам, иначе — по абсолютным порогам боли. Нижний болевой порог представлен величиной раздражения, соответствующей первому появлению ощущения боли; верхний болевой порог представлен величиной раздражения, при которой боль становится непереносимой.

Депривация (лишение ощущений)
Говоря об ощущениях, следует упомянуть о возможном существенном снижении нагрузки сенсорными стимулами. Такое явление (ограничение или прекращение сенсорных стимулов) носит название «депривация» (лишения). Депривация может быть частичной и полной. При полной депривации (прекращение доступа любой новой информации извне) даже у психически здоровых лиц появляются расстройства психики. Так, помещение человека в полностью звуко- и светоизолированное помещение приводит к скорому появлению тревоги, затем — страха; быстро нарушается сон, появляются галлюцинации, высока вероятность развития стойкого бреда. Сохранение депривации в течение трех-пяти суток может привести к полному распаду личности с утратой идентификации собственного «я».

Восприятие

В психологии следует четко различать понятия «ощущение» и «восприятие». Восприятие, или перцепция (лат. perteptio — восприятие), в отличие от ощущения несет дополнительный отпечаток мышления. Восприятие начинается там, где человек понимает, что с ним что-то происходит. Что — пока не важно, но это определенно связано с какими-то эмоциями. Восприятие — это процесс систематизации, анализа и интерпретации непрерывного потока ощущений в форме эмоций. Каждое ощущение ассоциируется с неким строго индивидуальным эмоционально ментальным образом, запечатлеваемым в памяти и в последующем сравниваемым с новым стимулом. В результате создается, как результат анализа и синтеза ощущений, образ целостного предмета. Этот образ можно назвать первичным, скорее, чувственным, чем осознаваемым. Фактически восприятие предстает связующим мостиком между ощущением и мышлением. Смысл восприятия — более углубленная форма ориентировки организма. Проводя аналогию с театром, ощущения выглядывают из-за кулис, а восприятия вступают на сцену.

В актах восприятия происходит запуск моторных компонентов деятельности, рефлекторно связанных с сенсорным познанием. Эта взаимосвязь отражена в понятии «сенсомоторика». В качестве основного сенсомоторного механизма выступает так называемое рефлекторное кольцо: распознавание стимула и ответ на него в этом механизме осуществляются автономно, минуя процесс осознания.

Законы восприятия
В психофизике установлены закономерности восприятия, свойственные человеческому и животному разуму. Они описаны в виде следующих законов:

  • подобия: похожие предметы распознаются среди других;
  • группировки: объекты, обладающие сходными признаками, например расположенные рядом или движущиеся в одном направлении, воспринимаются как группа;
  • близости: при уменьшении минимального расстояния между двумя предметами сверхкритического уровня последние воспринимаются единым объектом;
  • упорядоченности, симметрии и имитации: выявление порядка в любом хаотичном расположении предметов; выявление стереотипных ритмов конструкций предметов;
  • закрытости и дополнительности: возможность виртуального дополнения отсутствующей детали предмета за счет «дорисовывания» воображением до целостного образа;
  • продолжения: возможность прогнозировать движение объекта в поле движений других предметов;
  • выделения фигуры из фона: информация автоматически сортируется как основная (фигура) или второстепенная (фон).

Основными свойствами восприятия являются адекватность, целостность, селективность (избирательность), опознание, выделение и разделение объектов.

Главной результирующей составляющей восприятия является разделение стимулов на три категории: привлекательные, непривлекательные и неопределенные (например, вкус земляники приятен, запах гниения — нет, а нравится ли мне это поглаживание или нет — надо подумать). Естественно, такая оценка подвержена влиянию личностных, наследственных, этнических и культуральных факторов.

Восприятие человеческим сознанием сложного хаотичного мира (окружающего пространства и объектов в нем), можно спрогнозировать, имея в основе предыдущий опыт. Оказывается, каждый элемент мира воздействует хоть и по-своему, но в целом, достаточно стандартно. К примеру, красный цвет вызывает возбуждение, ритмические звуки вводят в некий транс, угловатая форма предмета привлекает внимание и настораживает, и т.д. Поскольку слова - это набор звуков, то имеют значение не только общепринятый смысл слов, но и то, как они произносятся (интонация, тембр голоса). Можно привести любопытный факт: звуковое восприятие слова «малалама» большинство респондентов изображало округлыми очертаниями (типа овала), а «чурчили» -угловатыми (типа многоугольника).

На обнаруженных закономерностях основаны многие тесты диагностики состояния психики, к примеру. цветовой тест Люшера (восприятие цвета) и тест Роршаха (восприятие черно-белых плоскостных форм). Естественно, на таких же закономерностях выстроены приемы манипулирования человеческим сознанием; уместно вспомнить слабоконтролируемое возбуждение и особое состояние слушателей на концертах громкой ритмической музыки современных музыкальных рок и поп групп. Понимание особенностей зрительного восприятия позволяет использовать физиологические обманы зрения; на них построена концепция камуфляжной военной формы.

Темы: Когнитивность, Познание, Ощущение, Восприятие, Сознание
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Ощущение, восприятие и их нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Виды нарушений чувственного познания (расстройства ощущения и восприятия)
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Расстройства ощущений, восприятий, представлений
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Основные характеристики приема информации оператором
...
Развитие ощущений и восприятия
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Ощущение и восприятие
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Понимание
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Оставить комментарий