Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика

Ощущение — познавательный психический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних. 

Физиологической основой ощущений является работа анализаторов. Виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кинестетический, температурный, вестибулярный. Совокупность деятельности всех анализаторов называется сенсорной сферой психики. 

Виды ощущений: 
1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела (тактильные, болевые, температурные, обоняние, вкусовые); 
2) проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически (например, движения рук при ходьбе); 
3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (чувство голода, чувство жажды и насыщения, половое чувство или либидо). 

Индивидуально типологические особенности: 
• сензитивность — природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов; 
• сенсибилизированность — повышение чувствительности под влиянием опыта и профессиональной деятельности; 
• сенсорная организация — комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, интенсивности эмоционального тона. 

Нарушения ощущений многообразны. В числе прочих это такие нарушения, как: 
1. Гиперэстезия — повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов, являющихся для них адекватными. 
2. Гиперпатия –— болезненное повышение чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и другие неприятные ощущения, такие как зуд, тяжесть и т. д. 
3. Гипостезия — пониженная чувствительность. 
4. Анестезии —отсутствие чувствительности; происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствие чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы; анестезия может поразить все тело (общая анестезия) или какуюлибо часть его (местная анестезия). 
5. Парестезии (жжение, покалывание, стягивание и т. д.). 
6. Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на органы чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Своеобразные формы синестезии встречаются в патологии, например, визуализация слышимого, «фантом конечности» (после ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощущать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, даже забывая, что она удалена). Иногда эти ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь, или же характер их может меняться. 

Восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. 

Виды восприятия: 
— зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное (по ведущему анализатору); 
— преднамеренное и непреднамеренное (по наличию перцептивной задачи); 
— восприятие пространства (англ. space perception) — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости и в глубину) и движений; 
— восприятие времени (англ. time perception) — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности; 
— восприятие устной речи (англ. perception of oral speech) — одна из высших психических функций человека, это внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование); 
— восприятие человека человеком (англ. interpersonal perception) — процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. 

Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время. 

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства: 
1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве. 
2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия). 
3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала. 
4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).
5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки. 
6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов. 

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
2) тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Источник: 
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов медицинских вузов / Ж. И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2014. — 168 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.