Исторически первым в социологии сформировалось представление о том, что развитие общества имеет характер социального прогресса. Это понятие социология унаследовала от философии эпохи Просвещения (XVIII в.). Вслед за французскими мыслителями А. Тюрго и Ж. Кондорсе такие классики социологии, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, под прогрессом понимали закономерное и поступательное развитие общества от «менее совершенного» устройства к «более совершенному». В основе концепций прогресса лежали две идеи:
- восходящее к христианской теологии представление о высоком предназначении человека, а также разумности и стремлении к самосовершенствованию как главном свойстве человеческой природы;
- обобщение фактов интенсивного в XVIII — XIX вв. увеличения объемов научного знания, роста уровня образования, развития промышленности, торговли, транспорта и т. д.
Однако социология, как эмпирически ориентированная наука, фиксировала сопровождающие научно-технический и экономический прогресс негативные тенденции: массовые войны и революции, распад традиционных социальных отношений и общностей, рост аномии и отчуждения. В результате понятие прогресса при описании и объяснении трансформации общества было дополнено, а затем и вытеснено понятием социальной эволюции.
Понятие социальной эволюции выражает позитивистский (т. е. ориентированный на констатацию фактов, а не на вынесение оценок) подход, который утвердился среди социологов во второй половине XIX в. Под социальной эволюцией понималось закономерное развитие общества от «простого» к «сложному». В основе концепций эволюции лежала общая для естествознания идея об универсальном законе усложнения форм организации природных объектов. Постепенное превращение общества во внутренне дифференцированную и сложно организованную систему предполагает как совершенствование социальной организации, так и возникновение новых противоречий, порождающих конфликты и проблемы. Сознательное стремление людей к разрешению этих проблем и конфликтов предопределяет продолжение социальной эволюции.
Первыми классическими теориями социального развития являются сформулированные в середине XIX в. закон трех стадий интеллектуально-социальной эволюции Огюста Конта и закон развития и смены социально-экономических формаций Карла Маркса.
Конт выдвинул идею о том, что совершенствование знания — интеллектуальная эволюция, — являясь универсальным и непрерывным процессом, вызывает трансформацию устройства общества — социальную эволюцию. В результате действия этого причинно-следственного механизма человечество проходит в своем развитии три стадии — фиктивную (теологическую), абстрактную (метафизическую), позитивную (научную).
На первой стадии люди склонны объяснять наблюдаемые явления прямым и постоянным действием сверхъестественных сил — богов, духов, демонов и т. п. Такая установка мышления превращает любое знание в теологию. Исходя из теологических представлений об окружающем мире, люди поддерживают социальный порядок, при котором господствующее положение занимают священники и воины, чей авторитет обусловлен верой в то, что они воплощают божественную волю. Социальный порядок, возникающий на теологической стадии, получил у Конта название «военное общество».
По мере накопления знаний и совершенствования форм мышления наступает вторая стадия интеллектуальной и социальной эволюции, на которой люди при объяснении наблюдаемых явлений переходят от теологических фикций к абстракциям, т. е. к представлениям о действии скрытых в вещах и раскрываемых силой разума принципов и сил. Такая установка мышления превращает любое знание в метафизику — в философские рассуждения об общих принципах, сущности, смысле явлений. Руководствуясь метафизическими представлениями об окружающем мире, люди отвергают прежний социальный порядок и стремятся к созданию общества, соответствующего представлениям о природе или сущности человека, принципам справедливости, естественного порядка и т. п. Невозможность воплотить абстрактные принципы в реальности приводит к тому, что на метафизической стадии не образуется никакого прочного социального порядка. Это эпоха бунтов, революций, переворотов, междоусобиц.
Третья стадия эволюции наступает, когда отвлеченное знание (метафизические абстракции) сменяются позитивным, т. е. действительным знанием — выводами, основанными на описании и систематизации фактов. Установка мышления на открытие «действительных законов явлений» превращает любое знание в науку. Опираясь на научные знания, люди ценят действительные, а не мнимые блага и заслуги и поддерживают социальный порядок, при котором доминирующее положение занимают ученые и промышленники, чей авторитет обусловлен их вкладом в научно-технический и экономический прогресс. Социальный порядок, возникающий на научной или позитивной стадии эволюции, Конт обозначил как мирное промышленное общество.
Маркс полагал, что связь между системой социальных отношений и формой мышления и познания прямо обратна той, на которой настаивал Конт. В теории социально-экономических формаций Маркса исходным является тезис о том, что производственные отношения, т. е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных условий своей жизни, предопределяют всю структуру социальных отношений и идеологию — способ осмысления, осознания людьми общества и своего общественного положения (способа участия в социальных отношениях). Способ производства определяет то, как люди взаимодействуют друг с другом, что составляет их образ жизни и, следовательно, что и как они осмысливают и оценивают в окружающем их мире. Структура экономических отношений составляет тот «базис», на котором развивается «надстройка» — структуры политических, правовых, семейных отношений, формы религии, морали, идеологии.
Теоретической моделью исторического развития, соответствующего идее Маркса об основополагающей роли способа производства, стал закон развития и смены формаций. Четыре известных исторических типа хозяйствования — древнеазиатский, античный, феодальный и буржуазный — Маркс представил как закономерную последовательность общественных систем, в которых производительные силы (технологии, материальные и людские ресурсы), производственные отношения (закрепленный в праве собственности способ распределения функций и результатов производства) и все прочие социальные отношения находятся в строгой структурной зависимости. Развитие производительных сил в теории Маркса является таким же универсальным и перманентным процессом, как интеллектуальная эволюция в теории Конта. Поэтому прогресс производительных сил — это фактор социальной эволюции. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»1.
Из представления о перманентности и универсальности роста производительных сил и представления о причинно-следственной связи «производительные силы — производственные отношения (базис) — прочие социальные отношения (надстройка)» Маркс выводит универсальный и перманентный процесс развития общества. Развитие это может иметь эволюционный (в рамках развивающейся формации) или революционный характер — переход от исчерпавшей потенциал развития формации к новой. Современная ступень исторического развития — буржуазное, или капиталистическое, общество — сформировалась в результате развития промышленных технологий на основе частной собственности на средства производства.
Теории общественного развития Конта и Маркса предлагают линейную модель истории человечества. Эта модель дает возможность упорядочить весь многообразный исторический материал в виде простой схемы, позволяющей определить общий характер социальных структур и взаимодействий в Европе и Америке в XVIII-XX вв. Но очевидно, что промышленное (по Конту) или капиталистическое (по Марксу) общество XIX в. мало похоже на промышленное или капиталистическое общество начала XXI в.
Новую, ориентированную на современные тенденции теорию общественного развития представил в 1970-х годах Дэниел Белл. В его модели развития от доиндустриального общества к индустриальному и далее к постиндустриальному прослеживается техно-социальная эволюция. Трансформация общества в теории Белла рассматривается как смена господствующих типов технологий и социальных структур новыми типами. Универсальным причинно-следственным механизмом социальной эволюции является в этой теории связь «технологии — социальные структуры».
Доиндустриальное общество характеризуется господством аграрных технологий, основанных на непосредственном использовании естественных и потому привязанных к земле процессов (жизнедеятельность растений и животных). Поэтому в условиях доиндустриального общества большинство экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, а главными социальными институтами являются военная и религиозная организации, обеспечивающие контроль над землей как главным ресурсом. Эти социальные институты обеспечивают мобилизацию людей для защиты территории и пользование землей только людьми, принадлежащими к господствующей религиозной общности.
Индустриальное общество характеризуется господством промышленных технологий, основанных на искусственно организованных и поддерживаемых процессах (производство товаров с использованием машин, энергии пара и электричества и т. д.). Большинство экономически активного населения занято в промышленности и торговле. Главным ресурсом является капитал — инвестиции в сырье, оборудование и найм рабочей силы. Поэтому основными социальными институтами в условиях индустриального общества становятся обеспечивающие циркуляцию и распределение капитала рынок и фирма.
Постиндустриальное общество характеризуется господством информационных технологий, основанных на переработке научных данных. Информация, таким образом, становится главным ресурсом. Основными социальными институтами оказываются научные и образовательные институты, которые обеспечивают производство и распределение знания. Большинство экономически активного населения занято в сфере услуг, где важны знания и навыки общения и управления людьми.
С середины XX в. в социологии получила распространение критика классических теорий развития, которые построены на основе доктрины «историцизма», т. е. идеи открытия универсального закона исторического развития. Теории Конта, Маркса и Белла — это примеры историцистских концепций. Они хорошо описывают общую (без акцента на нюансах) тенденцию изменений общества, но нет никаких оснований считать эту тенденцию законом, подобным законам, сформулированным в естественных науках. Кроме того, характеристика современного общества как промышленного, капиталистического или постиндустриального относится к длительным периодам, охватывающим сотни лет, а социологи должны концептуализировать те тенденции, которые возникают и трансформируют совместную жизнь людей в течение нескольких лет или десятилетий. Для современной социологии более характерны теории, представляющие собой эмпирические обобщения частных тенденций — социальных изменений. Понятие социальных изменений предполагает фиксацию трансформаций социальных структур и способов взаимодействий без оценки их как прогрессивных или закономерных. Наиболее распространенные в современной социологии концепции социальных изменений — это концепции модернизации, глобализации и виртуализации.