История учений о характере

Характерология - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в индивидуальной психологии). Основателем характерологии считается древнегреческий учёный и писатель Теофраст, автор труда «Характеры». Трактат Теофраста содержал описание 31 типа, каждый из которых определялся на основе доминирования той или иной черты.

Учение о характере - характерология - имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Перечислим некоторые направления характерологии: астрологическое (по гороскопу), по имени, физиогномика, френология, хиромантия, дерматоглифика, хирогномия, графология.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения - гороскопом. Практически все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по 20 января, - Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый характер, наиболее стойкий, выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет реальной действительностью, преодолевая неприятности и препятствия.

Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в определённом году, получает ряд врождённых свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.

В XVIII веке швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер написал труд «Физиогномика», в котором доказывал, что человеческая голова есть зеркало души и изучение её строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь познания характера. Его выводы основывались на собственных соображениях по поводу портретов знаменитых личностей (среди которых было немало мифических типа библейских пророков). Идеи И. К. Лафатера не оправдались в его собственном опыте. Так, его физиогномика не помогла ему распознать характер случайного попутчика во время беседы, который его убил.

При определении характера человека физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки: лоб, нос, глаза, губы, уши, подбородок. Например, А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы -признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что, даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л. Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

В настоящее время под эти чисто беллетрические факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э.    Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тысяч детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темнокарими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться - они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в то же время об эгоизме и самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта - правдивость. Что же касается людей с зелёными и серо-зелёными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э. Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.

Австрийский врач Франц Галль для определения характера разработал целую «научную систему» - френологию (от слова «френ» - «ум»). Френология - искусство угадывать характер человека по строению его черепа. Он опубликовал свою систему в 1805 г.; считал, что все свойства характера имеют строгое представительство в полушариях головного мозга. Степень выраженности этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих участков мозга. Выпуклости и впадины мозга зеркально отражаются на строении черепа, и, таким образом, по характеру черепа можно судить о характере человека. Ф. Галль составил социальные френологические карты, где разместил качества характера по различным шишкам и впадинам черепа и мозга.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней, а также холмам на ладони и по внешнему виду руки. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются 7 холмов на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Солнца (Аполлона), Меркурия, Марса и Луны, «отвечающих» за определённую черту характера или наклонности человека. Пальцы руки, под которыми располагаются холмы, носят те же названия пяти планет, что и холмы: Венера (большой палец), Юпитер (указательный), Сатурн (средний), Солнце (Аполлон) (безымянный), Меркурий (мизинец). Каждая планета имеет свои символы: Венера - любовь, жизнелюбие; Юпитер - власть; Сатурн - время, судьба, рок; Солнце (Аполлон) -успех, дары и таланты; Меркурий - торговля, практическая деятельность, смышлёность. Ниже холма Меркурия, уже на ребре ладони, - холм Марса, а под ним - холм Луны.

Как справедливо пишет Википедия, хиромантия, наряду с эзотерикой, парапсихологией, астрологией, биоэнергетикой и другими оккультными учениями, не признана как наука ни одним серьёзным научным сообществом. В наши дни большинство исследователей причисляют хиромантию к лженаукам, или псевдонаукам.

Изучение линий на ладони и пальцах привело к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Было, в частности, показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому рисунок ладоней следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер. Предсказательной и объяснительной силы линии ладони не имеют.

Дерматоглифика сравнительно молода: ее возникновение относят к 1892 году, когда один из оригинальнейших биологов своего времени -двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон - выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках. Но ещё в 1880 году два автора - Г. Фулдс и В. Гершель - опубликовали в авторитетном английском научном журнале «Nature» свои сообщения о возможностях идентификации личности по пальцевым отпечаткам. Один из них даже предложил Скотланд-Ярду использовать это открытие, но был отвергнут. И все же именно с того времени ведет свою историю дактилоскопия, которая столь широко применяется сегодня в криминалистике.

В настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т. д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что для физиогномиста существенно знать, что «... каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубокими и видимыми». Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А. В. Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряжённое внимание.

Хирогномия - искусство определения характера человека по форме его руки, величине и форме его пальцев и ногтей.

В этом отношении более ценной в диагностическом отношении можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк и подпись человека как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между особенностями почерка и характером.

Конечно, наиболее адекватное представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определённых условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.

Ключевые слова: Характер
Источник: Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Материалы по теме
Черты, свойства и качества характера
...
Шизоидный тип характера
Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии
Концепция социального характера Э. Фромма
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Акцентуации характера: понятие и формы
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Типология характеров Э. Шострома
...
Нарциссический характер
Малкина-Пых И.Г., Техники гештальта и когнитивной терапии
Типы акцентуаций характера
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Оральный характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий