Исторические этапы исследования личности

Проблема личности всегда привлекала внимание ученых из разных областей научного знания, практиков-руководителей, военачальников и др. Увидеть внутренний мир личности индивида означает уметь направлять деятельность и поведение ее носителя в общественно полезное русло. Личность как целостное психическое образование всегда служила маяком для ориентации в бескрайнем океане исследований психики.

В целенаправленном изучении личности человека обычно выделяют три этапа, различающихся широтой постановки проблем, глубиной их решения и совершенством методического инструментария, -философский, клинический и экспериментальный.

С глубокой древности и вплоть до XIX в. личность изучалась в самом общем виде с лозиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. По существу, шел поиск объективных путей и подходов к исследованию личности человека. Фактически это был период усилий ученых-одиночек, размышлявших над данной проблемой в тиши кабинетов на основе личных визуальных наблюдений. Этот этап получил название философского.

С началом XIX в. к проблеме подключились специалисты в области психиатрии. Фактически в центре внимания оказалась психика больного человека. Естественно, рамки исследования личности резко сузились до проблем диагностики и лечения психических недугов. В основу исследований были положены клинические методы. Отсюда и название этапа - клинический. Справедливости ради следует отметить, что клинические исследования внесли значительный вклад в проблему личности, особенно в части, касающейся пограничных психических состояний человека.

Первые годы XX в. характеризуются интенсивным подключением к проблеме личности профессиональных психологов, использующих экспериментальные методы. Так начался экспериментальный этап, базирующийся на статистической обработке результатов наблюдений за психически здоровой личностью. В России пионером экспериментальных работ по изучению личности человека в естественных условиях его деятельности был А. Ф. Лазурский. Он один из первых предложил собственную психологическую концепцию индивидуальных различий и классификационную схему личностей. Возможность объективного экспериментального изучения личности доказывал психолог М. Я. Басов.

В Германии экспериментальные исследования способностей («коэффициент интеллекта»), умственных процессов и речи, проведенные В. Штерном, заложили основы дифференциальной психологии. Во Франции основателем экспериментальной психологии стал А. Бине. Хотя его известность в большей мере связана с тестом умственного возраста, нельзя предать забвению его труды по индивидуальной психологии, патологии личности и др. Интенсивно внедрял математические методы обработки результатов психологических наблюдений американский психолог Р. Кеттелл. Он поставил исследование психики человека на практическую, экспериментальную основу, разработав технологии количественного измерения умственных способностей и индивидуальных различий индивидов. Американский психолог и педагог Э. Торн-дайк предложил экспериментальный подход к Обучению, основанный на изучении взаимосвязей между раздражителем и ответной реакцией и получивший название коннекционизма. Нельзя не отметить вклад американского психолога Дж. Уотсона, основоположника поведенческой концепции (бихевиоризма). Несмотря на ошибочность самой концепции (отказ от изучения сознания в пользу поведения, взгляд на поведение как на внешний приспособительный акт и др.), его работы стимулировали внедрение в психологию объективных экспериментальных методов.

Конечно, это далеко не полный список психологов, оставивших свой след в психологии на данном этапе.

В начале 40-х годов XX в. наблюдалось зарождение и последующее развитие целого веера направлений, теорий и подходов к изучению личности. Даже упрощенная классификационная схема выявляет около полусотни их разновидностей. По способу объяснения психической активности и поведенческих актов человека их можно свести, хотя и условно, к трем направлениям: социодинамическому, психодинамическому и интеракционистскому. Составляющая «динамический» в названиях указывает на то, что представители этого направления занимаются не только поиском структурных компонентов личности, но и их развитием во времени. Составляющие «социо» и «психо» подчеркивают соответственно решающую роль внешних или внутренних факторов в активности человека. Составляющая «интер» свидетельствует о попытке увязать обе разновидности факторов в единую систему.

Социодииамическое направление рассматривает проблемы личности исключительно с позиций их внешней обусловленности (влияние текущей ситуации, окружающей среды, сложившихся условий, системы межличностных отношений и др.). Личности здесь отводится пассивная роль объекта, гонимого ветром текущих обстоятельств. Это направление представлено, например, работами «бихевиориста второго эшелона» Б. Скиннера, «социальных бихевиористов» А. Бандуры и Д. Роттера, приверженца математически обоснованной психологии через «последовательное написание сотен уравнений» К. Халла. К этому направлению можно отнести и автора «концепции силового поля» как детерминанты поведения личности под влиянием поля социальных сил К. Левина.

Психодинамическое направление, наоборот, при изучении человека отдает предпочтение внутренним психическим свойствам, процессам и состояниям его личности. Здесь недооценивается роль внешних воздействий на личность. Это направление представлено в психологии психоаналитической теорией 3. Фрейда и работами его последователей, концепцией «кризиса идентичности» американского психолога Э. Эриксона; концепцией «личностных конструктов» американского психолога Дж. Келли и др.

ИнтеращионисШкое направление устремлено к комплексному изучению личности, объединяющему самые различные подходы, теории и концепции. Однако в полной мере этого не достигает, так как разноплановые подходы объединяются слишком упрощенно, схематично, а иногда и механически. Наиболее известными представителями этого направления являются разработчики концепции самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерс, инициаторы общепсихологического деятельностного подхода к проблемам личности М. Басов, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, автор концепции внутренней позиции личности Л. Божович.

Все эти направления различаются и по используемому инструментарию (от умозрительного, интроспективного до строгого математико-статистического), и по объекту наблюдения в процессе исследования (внешние поведенческие реакции, черты личности и др.). Ввиду того что исследования по данным направлениям продолжаются до сих пор, целесообразно познакомиться с ними детальнее.

Темы: