Личность в системе современного научного знания

Тема «человек» является основополагающей для психологии вообще. И для правильного понимания личности, ее структурных составляющих, особенностей развития необходимо рассмотреть этот более широкий контекст, в пространстве которого она существует.

Личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представления о личности, сложившиеся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии - проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, интеллекте, эмоциональной сфере. Таким образом, личность в общей психологии - некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности, различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдсей и Э. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить, как актуальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, взаимосвязи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, развития и ряд других.

Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Как отмечал Э. Штерн, психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементарного) подхода к объяснению человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой сущности», -писал Э. Штерн.

Б. Г. Ананьев так резюмирует тему изучения личности в психологии:

«Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все отрасли прикладной психологии)».

Ценность многоуровневого психологического изучения личности в том, что оно позволяет раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода, по мнению Б. Ф. Ломова, -вскрытие объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

Темы: Личность
Источник: Поликарпов В.А., Психология личности
Материалы по теме
Потенциал развития личности руководителя
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Развитие и воспитание личности
Максименко С.Д., Общая психология
Концепция личности В. А. Ядова
Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие.
Направленность личности
...
Авторитарная, тоталитарная и демократическая личность
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Диспозициональная теория личности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Расстройства личности
Клиническая психиатрия
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Оставить комментарий