Личность в системе современного научного знания

Тема «человек» является основополагающей для психологии вообще. И для правильного понимания личности, ее структурных составляющих, особенностей развития необходимо рассмотреть этот более широкий контекст, в пространстве которого она существует.

Личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представления о личности, сложившиеся в этих пограничных дисциплинах.

Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии - проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М. Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, интеллекте, эмоциональной сфере. Таким образом, личность в общей психологии - некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности, различий между людьми, а социальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдсей и Э. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить, как актуальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, взаимосвязи личностей в совместной деятельности.

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, развития и ряд других.

Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Как отмечал Э. Штерн, психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементарного) подхода к объяснению человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой сущности», -писал Э. Штерн.

Б. Г. Ананьев так резюмирует тему изучения личности в психологии:

«Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все отрасли прикладной психологии)».

Ценность многоуровневого психологического изучения личности в том, что оно позволяет раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода, по мнению Б. Ф. Ломова, -вскрытие объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.

Ключевые слова: Личность
Источник: Поликарпов В.А., Психология личности
Материалы по теме
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Особенности личности подростков
Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии
Социальная направленность личности
Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника
Личность как предмет психологического познания
Мельник С.Н., Психология личности
Состояния личности по критерию психического здоровья
...
Основные механизмы психической защиты личности
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Мотивационные ожидания личности
В. В. ГОЛУБЕВ; Вестник КГУ им. НА. Некрасова • 2008, том 14
Понятие, структура личности преступника
Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий