Интеллектуальный капитал организации как ресурс сети

Мы уже выяснили, что в рамках сетевого политического управления акторы обмениваются в основном нематериальными ресурсами. В данном случае речь идет об интеллектуальном капитале организации.

Под интеллектуальным капиталом понимается совокупность знаний и навыков сотрудников, а также других нематериализованных активов, которые используются организацией в ее деятельности.

Принято выделять три различных измерения интеллектуального капитала: человеческий капитал, структурный капитал и капитал взаимоотношений.

Человеческий капитал рассматривается как личные навыки и знания работников; структурный капитал — как знание, выраженное в процессах и структурах, которые обеспечивают интеллектуальную работу сотрудников; наконец, реляционный капитал — как отношения организации с внешними акторами.

Элементы каждого из измерений интеллектуального капитала представлены на рис. 4.1.


Каждый актор политической сети может обладать достаточно разнообразным набором ресурсных элементов, которые могут быть задействованы в процессе сетевого политического обмена. Изучение и оценка этих нематериальных активов становятся актуальными объектами сетевого анализа. В то же время такой анализ представляет собой достаточно сложную задачу. Мы подчеркнули, что интеллектуальный капитал имеет в качестве основы такую категорию, как знание. В рамках данной главы мы сконцентрируемся на понятии знания как основы интеллектуального капитала организации.

Еще в 1959 г. Э. Пенроуз подчеркнула растущее значение знаний в экономике, но в то же время она призналась, что весь предмет знания настолько «скользкий», что невозможно дать ему достаточно четкое определение. В 1969 г. Питер Друкер отметил, что знание стало основным капиталом, центром затрат и базовым ресурсом экономики. Однако он так и не предложил конкретного определения для этого базового ресурса. Тем не менее уже в прошлом столетии общепринятым фактом стало то, что знания обеспечивают практически все направления деятельности человека. Более того, они превращаются в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого превосходит стоимость продуктов материального производства. Это, конечно, не говорит о потере производством материальных благ своего значения, но предполагает необходимость осуществления постоянного воспроизводства, распространения и внедрения знаний для обеспечения поступательного развития современного общества.

В своей работе о постиндустриальном обществе Дэниел Белл определил знания как «набор организованных утверждений фактов или идей, представляющих мотивированное суждение или экспериментальный результат, который передается другим с помощью некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме». В свою очередь Мануэль Кастельс в ставшей уже классической книге о сетевом обществе полностью соглашается с Беллом и не считает нужным дополнять его определение.

Но как быть тогда с неформализуемым (неявным) знанием? Например, техника удержания равновесия во время езды на велосипеде — это знание, хотя оно и не может быть записано или сертифицировано в традиционном научном смысле. Бадаракко, отвечая на данную критику, выделяет два типа знания — блуждающее и встроенное. Блуждающее знание — это любая информация, которая может быть представлена в легко передаваемой форме (текстах, рисунках, компьютерных программах). Встроенное же знание присуще в первую очередь сфере отношений между людьми, группами и организациями и выражается в частных нормах, личных позициях, способах принятия решений и т.д. К встроенному знанию можно отнести талант, мастерство, опыт.

В литературе по управлению интеллектуальным капиталом нередко подчеркивается важность отношений между знанием, информацией и данными и указывается, что эти взаимосвязи часто понимаются неправильно. Интуитивное понимание того, что знание — это нечто большее, чем информация, приводит многих исследователей к описанию различий между исходными данными, информацией и знанием. Анализ литературы показывает, что единого понимания знания нет. Одни авторы под данными понимают символы, которые еще не были интерпретированы, под информацией — осмысленные данные и, наконец, под знанием — то, что позволяет людям придавать значение данным и тем самым создавать информацию. Дэвенпорт называет данными простые наблюдения состояния окружающего мира, информацией — данные, наделенные актуальностью и целью, а знанием — ценную информацию. Свейби утверждает, что сама по себе информация бессмысленна, но становится значимым знанием, когда она интерпретируется. Вииг пишет, что информация состоит из фактов и данных, которые организованы для описания частной ситуации или состояния, в то время как знание представляет собой истины и убеждения, взгляды и концепции, суждения и ожидания, методики и ноу-хау. Наконец, по мнению японских авторов Нонака и Такеучи, информация образуется как поток значимых сообщений, но становится знанием, когда в результате этих сообщений появляются поддержка и доверие.

Изучая политические сети, мы можем фокусироваться на нематериальных ресурсах, которыми сетевые акторы обладают и которые делегируют для совместного использования. Как мы уже отметили, интеллектуальный капитал является достаточно абстрактным понятием, и поэтому его довольно сложно оценить. Однако можно проследить, какие ресурсы отдельных субъектов задействованы в сетевых интеракциях. Например, одной из наиболее эффективных форм сетевого политического обмена является совместное участие в экспертных консультативных советах при органах власти. Анализ того, кто и почему включен в эти советы, может подтолкнуть исследователя к выводам о специфике человеческого капитала, участвующего в процессах сетевого обмена и выработки политико-управленческих решений. При губернаторе Санкт-Петербурга создан Экономический совет20, который призван содействовать проведению общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие экономики Санкт-Петербурга, координацию действий исполнительных органов государственной власти города, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, профессиональных объединений, промышленных ассоциаций и союзов, предприятий и организаций в области экономической политики. В рамках данного совета функционируют рабочие группы, которые, по сути, являются ядрами политических сетей в таких секторах, как «Макроэкономика и экономическая политика», «Социально-экономическое развитие территорий», «Управление рынком труда», «Социальные отрасли экономики», «Реальный сектор экономики», «Межрегиональные экономические связи и сотрудничество», «Инвестиционная политика» и др.

Ключевые слова: Политические сети, Капитал
Источник: Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А. С. Шерстобитов. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014
Материалы по теме
Модель управления акционерным капиталом (МУАК) в акционерном обществе
Кодекс профессионального члена совета директоров
Понятие «политические сети»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Сетевое обучение
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Структура капитала и идеальная финансовая среда
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Управление собственным капиталом
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Капитал как система производственных отношений
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Виды «политических сетей»
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Понятие сетевого политического управления
Политические сети: Теория и методы анализа: Учебник для студентов вузов / Л. В. Сморгунов, А...
Оставить комментарий