Индивидуально-авторские неологизмы

В поисках выразительных средств художественной речи писатели и публицисты иногда прибегают к словотворчеству. Создание индивидуально-авторских неологизмов обычно связано с использованием словообразовательных ресурсов родного языка. Эстетическая ценность таких новообразований определяется искусством автора, его умением применить наиболее яркие и стилистически оправданные экспрессивные краски тех или иных словообразовательных моделей. В поэзии словотворчество открывает путь к демократизации стихотворной речи, к неограниченным возможностям для новаторства. Художественная проза также характеризуется обилием окказионализмов, отражающих экспрессивные функции русского словообразования.

Современные художественные окказионализмы можно разделить на две группы. Одни построены по законам книжного словообразования: Вызы­ваю тебя, изначальная алчъ\ (А. Вознесенский); Вся моя юнь с этим бревнышком закадычным... (Ю. Трифонов). Другие «скроены» из разговорных и просторечных аффиксов: За ним с недетской тяжельцой трусил его мальчонка (Ю. Нагибин); под ухмылки и веселые перегляды товарищей (Ф. Абрамов).

По экспрессивной окраске окказионализмы также неравноценны. Одни обладают яркой выразительностью, ср.: массы карусельно несущейся воды; суперметаллические стены (В. Катаев); распоследние гости (Ф. Абрамов). Другие выполняют смысловую функцию, называя предметы, поня­тия: ночью во время просыпа... (В. Солоухин); Он не хозяин, а прожи­вала — проживает всё дотла (Н. Дубов).

Многие окказионализмы создаются писателями на основе образного осмысления словообразовательной модели — в них могут быть «скрыты» эпитеты, метафоры, сравнения:

Лунный свет бледно голубел в рыхлом инее (Г. Березко); Чистоглазый мужичок растет, Тинушка. Ох, чистоглазик парень! (Б. Васильев); Сходни муравьино кишели приезжим народом (Е. Носов); Загорелый... с огромными руками, которые он сразу же медвисто растопырил (А. Ананьев).

Немало окказионализмов обязано своей выразительностью экспрес­сивным аффиксам или особым словообразовательным моделям, которые усиливают интенсивность качества, динамизм действия. Стилистическое использование экспрессивной аффиксации при создании индивидуально- авторских неологизмов можно иллюстрировать примерами из произве­дений В. В. Маяковского. Поэт создавал яркие определения наращением экспрессивных приставок и суффиксов к основе имен прилагательных: разболъшущий, распронаиглавиый, тысячемиллионокрыший, шепотоголо­сый. Среди неологизмов Маяковского множество экспрессивных глаголов с необычной аффиксацией: изыздеваться, испавлинитъся, испозолотить, расколоколивать, извиться. Не менее выразительны и его окказиональные существительные: адище, громоверзила, громадьё, дамьё, лбёнки, любеночек, чаишко и др. Поэты наших дней также ценят экспрессивные возможности словообразования: Девочкой была огромноглазою (Е. Евтушенко).

В современной прозе использование аффиксации отмечается прежде всего при создании образных глагольных форм: Моя тоже: вербовка была на целину, заегозила', поеду и поеду. <...> Нацелинничалась... (Е. Носов). Реже аффиксация используется в именном словообразовании: Что он смотрит на меня, этот очкастый! Ненавижу смотрелъщиков (К. Пау­стовский); Марья такая была чистоплотна (В. Лихогтосов). Велика про­дуктивность окказиональных имен прилагательных, образованных путем сложения основ: Пласмассово-застывший океан (Е. Евтушенко); Осле­пительно-полуденный солнечный свет (В. Катаев).

Создание некоторых окказионализмов диктуется юмористической установкой автора: Ваша профессия?.. Я жюрик.Это еще что такое? — Новая профессия: член жюри (Я. Островский). Комизм подоб­ного словообразования обусловлен необычным сочетанием морфем: Воро­бей приклювил полбокала (С. Михалков); сходством новых слов с извест­ными, образованными по тем же словообразовательным моделям: людовед (ср. людоед); душелюб (ср. душегуб) («ЛГ»); омонимией окказионализма и слова, имеющего совершенно иное значение: Я кофейница... я без кофе и дня не могу начать (В. Лидии).

В особых случаях экспрессивную функцию выполняют даже не слова, а отдельные аффиксы, с которыми связывается возможность образования новых слов: ...книги отца с матерью и дедушки с бабушкой, а иногда изредка — и прапра... (М. Шагинян).

В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняю­щие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию:

«Скрытная она, что ли?» — удивлялся Петров, злясь на свою болтливость, отнюдь не чрезмерную, если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовешь, она сомолчальница (Ю. Нагибин); Но Сережа никогда не мог уйти вовремя, ему все казалось, что надо что-то доделать: допить, доесть, дообъяс- нить или же доругаться (Ю. Трифонов); Много тратит на библиотеку, фонотеку и прочие «теки» («ЛГ»).

Для стилистического использования окказионализмов большое значе­ние имеет функционально-стилевая окраска словообразовательных моде­лей, по которым создаются новые слова. Так, юмористический оттенок появляется у шутливых слов, если они образованы посредством книжных аффиксов:

Доктор выслушал младенца,
А потом и говорит — Инфлюэнца-симуленца,
Притворенца, лодырит!
(С. Маршак)

Такой же эффект создает сочетание разностилевых морфем: козлодром — ‘место, где играют в домино’, т.е. «забивают козла»; пародирование канцеляризмов:

Любой носовой платок — это кляп! Хватайте этого кляпоносца прежде, чем он успеет законопатить ваш рот своим гнусным оружием. Обескляпьте его... (журн.).

Использование словообразования с установкой на языковую игру сви­детельствует о творческом подходе к применению языковых ресурсов. Каламбурное словотворчество характерно не только для художников, преследующих определенные эстетические цели: такая языковая игра доступна всем. Изучение экспрессивных свойств разговорной речи убеждает в широ­ком распространении индивидуального словотворчества. Желание говоря­щих пошутить реализуется в создании таких, например, забавных окказио­нализмов в живой речи:

 Вы живете в академятнике. Я пробовал было образовать с другим суффиксом, но не получается: академарий — не звучит (разговор в академическом городке).

Словообразовательные ресурсы языка необходимо целенаправленно использовать для наиболее точного выражения мысли. Выбор аффикса, предпочтение той или иной словообразовательной модели может полу­чить в контексте принципиально важное значение. А. С. Пушкин, напри­мер, решительно отверг предлагаемый цензором вариант прилагательного в «Кавказском пленнике», отстаивая первоначально употребленное слово: ...Верил я надежде / И упоительным мечтам (не уповательным, как реко­мендовал цензор)1. Уместно вспомнить и такой эпизод: Н. В. Гоголь, всегда внимательный к слову, однажды во время застольной беседы погрузился в размышления, сравнивая словообразовательные варианты научный наукообразный. Один из присутствовавших при этом вспоминал:

[Гоголь] смотрит во все глаза на своего соседа и повторяет несколько раз сказанное мною слово: «Научный, научный, а мы все говорили "наукообразный": это неловко, то гораздо лучше».

М. Горький в своих отзывах о языке писателей-современников нередко обращал внимание на неточности в использовании аффиксов. Так, отме­чая неблагозвучие фразы «С рыком сорвался с цепи», он пишет: «Да и не сорвался, а рванулся». В другом случае он иронизирует по поводу исполь­зования в глаголе постфикса -ся, цитируя предложение «Мортира затева­лась огнем лихорадочно часто»: «Затеваться значит — заплевать себя». Особенно раздражало Горького неумелое окказиональное словообразова­ние писателей. В книге Андрея Белого «Маски» он находит множество слов, искаженных в результате аффиксации: серявые вместо сероватые, сверт — вместо поворот, спаха вместо соня и др. Нс одобряя подобного словотворчества, Горький задает вопрос:

Почему нужно писать «тутовый» вместо — здешний? Есть тутовое дерево, и есть тошнотворное, достаточно уродливое словцо — «тутошний» — зачем нужно еще более уродовать его?

Неудачное словообразование может придать речи канцелярскую окраску:

Не доказав фактическопроживаемости, вы не можете претендовать на раз­дел жилплощади; Голосованием охвачены все постельнобольные.

В иных случаях отступление от общеупотребительных моделей означает уступку разговорно-просторечному стилю, например:

Уже в прошлом году в нашем районе было 170 легковушек; Ароматен и поль­зителен мед, особенно с чаем; Ослабла связь с учащимися профтехучилища.

Из-за ошибок в словообразовании может возникнуть нелогичность высказывания: Трофимов в порядке оказания взаимопомощи производил ремонт агрегата совместно с Трушиным (имеется в виду помощь Трофи­мова он помогал Трушину ремонтировать агрегат); а также нарушение лексической сочетаемости: Машина лейтенанта стала достигать беглецов {достигать можно берега, успеха, а в погоне настигают беглецов).

Новации в словообразовании удивляют, нередко смешат: Мехдойка полюбилась работникам фермы, Для создания яркого образа еще маловато фантажа. Однако чаще это свидетельствует о низкой речевой культуре автора, не пожелавшего проверить себя по словарю (ср.: для ликвидирова­ния этого недостатка... — надо: для ликвидации; надвисающие над крылом перья следует: нависающие/, улыбающие лица вместо улыбающиеся и т.п.).

Стилистическая правка необходима, если словообразование ведет к нарушению литературно-языковой нормы; например: Научное освещение проблемы возможно лишь при дарвинском истолковании законов развития природы. Прилагательное от фамилии Дарвин образовано неправильно: в нем буквосочетание -ип не является суффиксом, поэтому прилагатель­ное должно иметь иное суффиксальное оформление — дарвиновском-, ср.: Киплинг — киплинговский, Трин — гриновский.

Погрешности в словообразовании придают речи разговорную или диа­лектную окраску. Сталкиваясь с ошибками такого рода, необходимо заме­нить аффиксы, устранить стилистический разнобой. Приведем примеры правки (в скобках даны первоначальные неправильные словообразователь­ные варианты):

На этой фотографии поэт (заснят) снят во весь рост; Лес стоит в сказочном уборе, но уже (обсыпаются) осыпаются клены, березы; Намечена мелиорация болот, заросших (ольшняком) ольшаником, и распашка этих земель; Совхоз продает молока (вдосталь) достаточно.

Неправильный выбор аффикса вносит порой неуместные грамматиче­ские оттенки в семантику слова. Например, правки требует такое предло­жение: Охотничьи ружья, предназначенные для стрельбы дробью, по спо­собу их заряжения подразделяются на... Выделенное имя существительное следовало образовать не от глагола совершенного вида зарядить, а от гла­гола несовершенного вида заряжать, передающего многократность, повторяемость действия; исправленный вариант будет таким: ...по способу их заряжания.

Ошибки в словообразовании приводят к появлению неуместной экс­прессивной окраски в речи. См., например: Возникают трудности с {малю­сенькими) миниатюрными изданиями при редактировании была найдена замена для прилагательного с суффиксом субъективной оценки, неправо­мерно вытеснившего термин.
 
Наиболее вдумчивого отношения к слову заслуживает стилистическая правка, продиктованная стремлением использовать словообразовательные уточнения и усиления выразительности речи. Рассмотрим примеры такой
правки:

  1. Мать, низкая, сухощавая, в простом ситцевом платье и клетчатом платке, повязанном шалашиком, со слезами на глазах припала к груди сына.
  2. Все многозначительно переглянулись, но молчали, не решаясь вступить в разговор.
  3. Мать, низенькая, худенькая, в про­стеньком ситцевом платье и клетчатом платочке, повязанном шалашиком, со слезами припала к груди сына.
  4. Все многозначительно перегляну­лись, но помалкивали, не решаясь заговорить.

В первом примере стилистически оправдана замена нейтральной лексики на эмоциональную: уменьшительно-ласкательные суффиксы передают нежное отношение сына к матери. Во втором примере использование глагольных аффиксов усиливает выразительность речи, помогая более экономно сформулировать мысль.

Ключевые слова: Неологизмы
Источник: Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б. Голуб, С. 11. Стародубец. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 455 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
Материалы по теме
Стилистическая оценка неологизмов
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Оставить комментарий