Функции, характеристики и виды мотивов

Функции мотивов:
1) побуждающая (определяет возникновение потребностного состояния);
2) стимулирующая (вызывает дополнительные побуждения, например, с появлением усталости);
3) направляющая (определяет направленность энергии на определенную цель);
4) организующая (включает мысленное планирование действия, анализ, оценку, контроль результата деятельности);
5) смыслообразующая (придает личностный смысл деятельности);

6) объяснительная (обосновывает действия или поступки, сознательно формулируемые личностью и являющиеся источником ее поведения).
Характеристиками мотива являются: сила, устойчивость и содержание. Сила мотива определяется интенсивностью мотиваци-онного побуждения. Устойчивость проявляется в постоянстве интересов, привычек, мотивационных установок. К содержательным характеристикам мотива относятся: направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, коллективная; ориентированность на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; удовлетворенность/неудовлетворенность потребностей — биологических или социальных; связь с деятельностью (игровой, учебной, трудовой, спортивной).
В психологии выделяют следующие группы мотивов:
• ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится человек;
• мотивы целей, связанные с деятельностью личности, которые выражают предмет потребностей, направленность устремлений личности;
• мотивы выбора средств достижения цели, зависящие от степени подготовленности и успешной реализации поставленной цели в данных условиях;
• мотивы социального характера, относящиеся к обществу в целом (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и другие);
• мотивы группового плана, связанные с жизнью личности в коллективе;
• индивидуально-личностные мотивы, характерные для конкретной личности.

1 Возникновение потребности
2 Осознание потребности
3 Встреча потребности со стимулом
4 Трансформирование потребности в мотив
5 Осознание мотива

Возможный вариант возникновения мотива В. И. Ковалев представил следующим образом (схема 29). Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.Таким образом, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен построить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы, установки, которые будут определять мотивационную сферу личности.

Источник: 
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Темы: