Формы организационного планирования

Современная практика менеджмента выделяет три основные формы внутрифирменного планирования:

  • централизованное;
  • децентрализованное;
  • комбинированное.

Выбор формы планирования зависит от масштабов организации, характера основного производства и уровня развития диверсификации, организационной структуры, квалификации специалистов-плановиков, состояния учета, развитости технической базы информационных технологий и т. д.

Централизованная форма планирования. При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.

Эта форма используется, как правило, в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом.

Децентрализованная форма планирования. В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.

Центральная служба при децентрализованной форме планирования должна учитывать два основных требования:

  • по своей организационной структуре быть приспособленной для координации работы всех отделов аппарата управления и направлять деятельность всех подразделений фирмы по единому плану, соответствующему общей политике;
  • строить свою работу с учетом новейших достижений информационных технологий на базе компьютерной техники. Фирмы стараются формировать центральную службу планирования из самых творческих, способных к аналитической работе специалистов, умеющих использовать новейшие методы и средства планирования, а также оценивать основные направления развития технического прогресса применительно к запросам и условиям деятельности компании.

Комбинированная форма планирования содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования.

Процесс планирования

Непосредственно процесс планирования состоит из четырех стадий:

  1. постановка целей организации;
  2. анализ внешней и внутренней среды организации, оценка ее сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей;
  3. изучение и анализ альтернатив программ действий организации;
  4. выбор программ и их реализация.

Необходимость в составлении планов требует от менеджеров не только способности мыслить в перспективе, одновременно совершая практические действия, но и, пожалуй, более главного навыка — умения выделять цели.

При постановке целей менеджер должен выяснить: в каком состоянии находится организация; в каком состоянии она хочет находиться; что для этого необходимо сделать?

Определив таким образом перечень целей, менеджер также должен осознавать степень значимости каждой из них и уметь выделять: главные цели (ГЦ); важные щели (ВЦ); промежуточные цели (ПЦ); низшие цели (НЦ). В соответствии с такой классификацией процесс постановки и определения целей можно представить в виде «дерева целей».


В качестве современных требований к целям можно предъявить следующие: ясность целей, четкость, реальность, соизмеримость с возможностями организации; дифференцированность по времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

В мировой практике управленческой деятельности широко используется управление по целям (англ. MBA). Этот метод управления позволяет объединить такие функции менеджера, как планирование и контроль. Этот метод управления можно представить следующими этапами:

  1. выработка целей;
  2. планирование действий;
  3. проверка и оценка работы;
  4. корректирующие меры.

Управление по целям подразумевает, что руководители будут формулировать на своем уровне цели, с тем, чтобы довести их до своих подчиненных, те, в свою очередь, будут формулировать свои цели, руководствуясь целями руководителей. Таким образом, управление по целям помогает увязать цели подчиненных с целями начальника и всей организации в целом. В отдельной литературе по MBA именуется как философия управления, ориентированная на результаты.

Темы: Планирование, Организация
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Роль планирования в деятельности организации
Волкова. Управленческий учет
Планирование развития организаций
Сборник бизнес-планов реальных организаций: практ. пособие / Ред. Ю. Н. Лапыгина, 2009
Понятие планирования деятельности организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Принципы планирования деятельности организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Стадии жизненного цикла организации
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Формирование прибыли организации
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф., Бухгалтерский учет
Конфликты в организациях
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Сущность и функции организационной культуры
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Оставить комментарий