Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, т. е. правил, каковыми сегодня считаются:
- участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);
- непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системой регулярно повторяющихся действий;
Выделяют следующие способы реализации этого принципа:
1. Постоянное пошаговое планирование в рамках фиксированного периода (инкре-ментализм).
2. Планирование на весь фиксированный период с последующим уточнением и корректировкой плана,
3. Планирование на фиксированный период при постоянном отодвигании его горизонта по мере выполнения очередного плана.
4. Возвратное планирование (сначала составляется долгосрочный план, а на его базе - краткосрочный; с учетом выполнения последнего создается новый долгосрочный план и затем на его базе — краткосрочный).
- преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;
- гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
- согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;
- экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
- создание необходимых условий для выполнения плана.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы. •
Например, при планировании работы в цехе важную роль играет принцип узкого места, в соответствии с которым выпуск продукции нужно определять исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время на уровне предприятия он обычно не применяется, зато важнейшую роль играет научность планирования.
Процесс планирования начинается с анализа настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия и среды (ситуации). На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.
Планирование в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются представители высшей администрации и руководители подразделений, а также плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом либо его заместителем.
Плановый комитет занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т. д. Исходя из этого плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями В то же время им самим они служат основой разработки планов. Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационно-го посредника, согласует их с выработанными высшим руководством стратегиями, например слияний и поглощений, и организует процесс утверждения (обычно сверху вниз).
Таким образом, современный процесс планирования в западных фирмах имеет интерактивный характер, который проявляется в следующем.
Особенности процесса планирования во многом зависят от степени централизации системы управления.
Если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях.
В децентрализованных структурах сверху задают цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
Две трети американских компаний осуществляют планирование снизу вверх. Встречное планирование применяется в Германии.
В зависимости от экономических возможностей компании могут использоваться три подхода к составлению планов.
Если ее ресурсы ограничены, то именно они задают цели, которые в дальнейшем не пересматриваются даже при появлении благоприятных возможностей, ибо на реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлвтворенчвский подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых - выживание.
Более крупные могут корректировать планы в соответствии с новыми возможностями, привлекая дополнительные средства, излишками которых располагают. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
Наконец, корпарации, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход, исходящий не из ресурсов, а из целей, поэтому если проект сулит высокую прибыль, средств на него не жалеют.