Миссия организации и цели менеджмента

В контексте менеджмента особый интерес представляют миссия и цели организации, а также цели управления последней.

Миссия образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, инновации, производство, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Миссия организации — это ее общая (генеральная) цель, смысл существования и предназначение. Правильно сформулированная миссия обязательно несет в себе то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Однако организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем.

Миссия организации должна учитывать:

  • основные направления деятельности организации;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношения к потребителю, ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат и др.

В миссии организации отражаются интересы различных групп людей, оказывающих влияние на ее деятельность, в их числе: собственники организации; потребители продукта, производимого организацией; работники (служащие) организации; партнеры организации; государственные органы; а также общество в целом.

Миссия выполняет следующие функции:

  • внешнюю (информативную), заключающуюся в том, чтобы проинформировать деловых партнеров, клиентов и других заинтересованных хозяйствующих субъектов о том, что может дать им данная организация;
  • внутреннюю, состоящую в том, чтобы сформулировать у работников представление о соответствующем поведении.

Например, миссию коммерческого банка можно сформулировать следующим образом: содействие становлению и эффективному развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования деятельности и развития организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей [23, с. 209].

Таким образом, цели организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность, представляют собой конкретное состояние характеристик организации.

Основная цель менеджмента — обеспечение согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Более широко можно сказать, что цель менеджмента включает ряд аспектов: рациональную организацию производственного процесса, обеспечение прибыльности (доходности) фирмы, постоянное преодоление рисков и адаптацию к изменениям внешней среды, совершенствование управления производством, а также эффективное использование человеческого потенциала организации.

В достаточно крупной организации, имеющей структурные подразделения и несколько уровней управления, складывается иерархия целей деятельности. Каждое подразделение, достигая своей цели (целей), вносит определенный вклад в достижение целей деятельности организации.

Цель управления организацией есть идеальное представление о тех его результатах, которые рассматриваются руководителем как ожидаемые и желаемые. Цель играет роль организующего и мобилизующего фактора, она во многом определяет все аспекты управления — формы и методы, средства, структуры, процессы и, конечно, результаты управления. Цели управления материализуются в результате совместных усилий, прилагаемых руководителем и его подчиненными.

Важнейшим аспектом цели управления организацией (независимо от складывающейся ситуации) является изыскание и осуществление таких путей и форм достижения целей и решения задач организации, которые обеспечивают наибольшую полноту и эффективность их реализации.

При рассмотрении цели управления следует принципиально различать цели управления в ситуациях, когда внутреннее состояние организации и ее позиция во внешней среде в полной мере отвечают миссии организации и когда такое соответствие отсутствует. Если внутреннее состояние организации и ее позиция во внешней среде в полной мере отвечает миссии организации, ее целям и задачам деятельности, важной целью управления является поддержание системы управления организацией в устойчивом равновесии.

Если такого сходства не наблюдается, а также если необходимы изменения обстановки и перестройка деятельности организации, задача управления изменяется. Теперь цель управления — осуществление развития системы управления и перевод ее в новое состояние в направлении приспособления к новым целям и задачам в изменившейся обстановке.

Оба аспекта цели определяются самой сущностью управления, их наличие не зависит от каких-либо аспектов деятельности организации и ее особенностей, в частности от ее миссии, а также от того, кто конкретно возглавляет организацию, от его деловых и моральных качеств, профессиональной пригодности, представлений о сфере деятельности и об управлении. Указанные аспекты также не зависят от миссии организации. Они отражают объективный характер целей управления деятельностью в организации.

Цели управления вторичны по отношению к миссии и целям деятельности организации, вытекают из них и определяются их приоритетами. Конкретизация целей управления предполагает декомпозицию цели деятельности организации (построение «дерева целей»), в результате чего появляется иерархическая система частных целей (подцелей), образующих в совокупности систему целей управления организацией. Декомпозицию целей осуществляет руководитель организации, поэтому указанное дерево целей носит субъективный характер. Его структура, а значит и эффективность деятельности организации, зависит прежде всего от знаний, опыта и индивидуальных особенностей субъекта управления.

В зависимости от сроков достижения цели управления деятельностью организации могут быть долгосрочными (до пяти лет), среднесрочными (два-три года) и краткосрочными (год и менее). Чем выше уровень управления, тем более менеджеры этого уровня озабочены разработкой целей на перспективу. Определение долгосрочных и среднесрочных целей предполагает учет развития сложной совокупности факторов политической и экономической обстановки.

Темы: Управление, Организация
Источник: Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Материалы по теме
Виды бюрократических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Организационно-управленческий анализ
Корпоративный менеджмент
Организация как объект управления
...
Виды органических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Организационно-правовые формы управления организациями
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Роль менеджмента в организации
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Управленческий учет и определение целей организации
Волкова. Управленческий учет
Управление по целям
Менеджмент. Учебное пособие
Оставить комментарий