Формы фирм

Существует много форм фирм (предприятий):
— производственные;
— коммерческие;
— финансовые;
— посреднические;
— страховые и др.

Выделяют следующие их формы:


Достоинства и недостатки каждой из них.
1. Индивидуальные (личные) предприятия — самостоятельное ведение дел в личных интересах. Его легко учредить — сделать легальным, не нужны расходы на юридические услуги, относительно низкий первоначальный капитал, собственник является менеджером и легко контролирует деятельность фирмы.

Индивидуальные фирмы бывают семейными. Из 16 млн фирм США 10 млн имеют доходы менее 50 тыс. долл. в год, т. е. являются индивидуальными (в них часто занят один работник).

В нашей стране их называли индивидуальная трудовая деятельность (ИТД), индивидуальное частное предприятие (ИЧП), а сейчас индивидуальные предприниматели (ИП). ИП является формой малого бизнеса, но может быть и крупным бизнесом, на котором заняты тысячи работающих. Соответственно, растут расходы по управлению им, и собственник нанимает менеджеров и т. п.

Их недостатки:
— капитал ограничен, и трудно получить кредит;
— собственник не обязательно профессионал;
— большой риск.

2. Совместные организации — главная форма фирм. Они многообразны, к ним относят кооперативы, артели, товарищества, партнерства (эти слова в целом синонимы, хотя имеются различия между ними в разных странах). Это обычно объединения физических лиц с полной ответственностью за деятельность предприятия и ее результаты.

Их преимущества: легко учредить, объединение капиталов разных лиц, легче получить кредит в банке, имеется возможность специализации в управлении.

Недостатки: интересы партнеров не всегда совпадают, неограниченная ответственность, недолговечность существования, опасность мошенничества некоторых его членов.

Корпорации — главная форма фирм. Это — объединение юридических лиц, имеющих ограниченную ответственность за результаты деятельности объединения. Корпорациям присуще обособление юридического лица от физических лиц, участвующих в них.

Фирмы — юридически оформленный бизнес. В них имеют место неполноправные и даже неправовые действия, а поэтому фактически существует и теневой рынок. Теневая экономика охватывает все формы рыночной деятельности, которые не зарегистрированы. По различным оценкам она достигает 1/4 рыночной экономики в некоторых странах.

Акционерные фирмы в XIX веке называли трестами, а в настоящее время в Англии их называют компаниями, а в США — корпорациями. В России корпорациями считают ОАО и ЗАО.

Объединяются капиталы разных лиц, выпускаются ценные бумаги — акции. Они указывают на долю акционера в собственности фирмы. На акции платят дивиденды и на их основе определяют цену акций.

Элементы организации акционерных фирм:
акционеры — собственники капитала, создавшие фирму;
акции — долевая ценная бумага;
облигация — долговая ценная бумага;
дивиденды — прибыль на акции.
Курс акций = дивиденд : ставка банковского процента • 100.

Например: 10 долларов : 5% • 100 = 200 долларов. Капитализация — определение цены фирм на основе курса их акций.

Золотое правило акционера — «не хранить яйца в одной корзине».

Портфель акций — такой набор акций разных предприятий, ценность которого растет в любых условиях.
Контрольный пакет акций — доля акций, дающая право решающего голоса.

Многообразие акций — простые, привилегированные. Собственники простых акций участвуют в управлении и несут большую ответственность.

Корпорации привлекают капитал также с помощью облигаций. По ним выплачивают в первую очередь гарантированный фиксированный доход. Их выпускают на ограниченный срок и выкупают.

Преимущества корпораций: легко привлекают капитал и кредит. При банкротстве корпорации акционеры теряют свои акции, но не рискуют другим своим капиталом. Они существуют долго.

Недостатки: трудно зарегистрировать, возможность злоупотреблений менеджерами, двойное налогообложение, разделение функций собственности и управления, конфликты между ними. Возможность оппортунистического поведения менеджеров — их махинации как инсайдеров, т. е. служба не акционерам, а себе.

Общественные, публичные, унитарные фирмы принадлежат органам власти — муниципалитетам (МУПы) и государству (ГУПы и ФГУПы). Они не собственники имущества. Выделяют две их формы:
— на правах хозяйственного ведения — государство не отвечает по обязательствам государственных фирм, например ОАО РЖД;
— казенные предприятия, которые действуют на правах оперативного управления. За их деятельность несет ответственность правительство.


Предпринимательские сети — факт разобщенного бизнеса на основе учета взаимных интересов для обеспечения устойчивости положения. Горизонтальные сети включают интеграцию вспомогательных функций в бизнесе. Франчайзинг (франшиза) является некоторой интеграцией основного дела. Ее основой является аренда (продажа) лицензии на технологию или товарный знак. Это более развитая интеграция на основе долевого участия с частичной (корпорация) и полной (кооператив) ответственностью. Особой формой совместного бизнеса являются предпринимательство в составе фирм (внутрифирменное) при микромаркете (их следует объяснить особо), сетевые технопарки, сетевой маркетинг. Их разновидностью является аутсорсинг — подряд вспомогательных услуг.

Численность фирм динамична. В США ежегодно возникает 2 млн фирм. Каждая четвертая фирма терпит банкротство на первом году, 90% из них не могут продержаться более 4 лет. В среднем они существуют 7 лет.

 


Ключевые слова: Фирма
Источник: Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 392 с.
Материалы по теме
Экономические основы управления и хозяйствования фирмы
Менеджмент. Учебное пособие
Экономические агенты и факторы производства
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Кругооборот и оборот капитала фирм
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Основные факторы микросреды функционирования фирмы
Маркетинг. Учебное пособие
Конкурентоспособность фирмы
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Основные факторы функционирования макросреды фирмы
Маркетинг. Учебное пособие
Фирма как основной субъект рыночной экономики
Ковалев В.В. - Курс финансового менеджмента - 2008
Миссия и философия компании
Корпоративный менеджмент
Оставить комментарий