Обычно принято считать, что философия Древнего Китая охватывает ряд учений классической китайской мысли, которые возникли и развивались от VIII в. до III в. до н. э. К ней относятся такие национальные философские школы, как даосизм, конфуцианство, легизм, а также менее распространенные — такие, как моизм (или альтруизм) и школа диалектики. В целом философия Китая характеризуется тремя основными периодами:
- VII (VIII) в. до н. э. — III в. н. э. — период зарождения и становления основных национальных философских школ;
- III в. н. э. — XIX в. н. э. — проникновение и влияние буддизма на национальные философские школы Китая и адаптация основных школ к буддизму в форме чань-буддизма (влияние китайской культуры на буддизм), неодаосизма, неоконфуцинства;
- XX в. н. э. и до настоящего времени — современный этап, характеризующийся преодолением замкнутости китайского общества и проникновением и обогащением китайской философии достижениями мировой и европейской философии.
Древними памятниками культуры Китая были мифологические тексты «Книги стихов» и «Книги перемен». В них описывалось происхождение мира: из бесформенного мрака родились два духа — ян, олицетворяющий мужское начало, и инь — женское начало. Ян управляет небом, а инь — землей. Мир упорядочен благодаря единству этих двух начал. Однако в этом единстве ян важнее инь. Как небо выше земли, так и эти начала не тождественны: небо не только прародитель, но и управитель, именно небо дает человеку правила его жизни. Древнекитайская философия рассматривает ян как положительное, а инь как отрицательное начало мира. Именно взаимоотношения между ними являются источником движения всего существующего. Ян и инь выступают как стороны единой, вечной, закономерно движущейся материи — ци. Мир — это закономерный процесс движения ци. Этот тезис философии Древнего Китая опирается на многие достижения китайских ученых Древнего мира. Им уже были известны такие знания, как солнечный и лунный календари, продолжительность года, периодичность солнечных затмений и пр.
Древнекитайская культура, соединив в себе мифологию и философию, дает специфическое объяснение происхождению небесных тел, жизни на Земле, взаимосвязи живой и неживой природы и т. д., а также рассматривает этапы этого становления.
- вначале существовал великий Хаос, по форме напоминающий яйцо;
- в течение 18 000 лет в яйце зарождался Первопредок всего сущего — гигант Пань-Гу;
- затем — рождение Пань-Гу, выход его из яйца, что привело яйцо-Хаос к гибели;
- следующий этап — образование из погибшего Хаоса Неба и Земли: все легкое и сухое устремлялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и влажное устремлялось вниз и образовало Землю;
- вышедший из яйца-Хаоса Пань-Гу в течение 18 000 лет стоял между Небом и Землей, придерживая их на расстоянии, в силу этого они закрепились на своих местах;
- после этого наступает смерть Пань Гу, а из его тела возникает все сущее: Солнце и Луна — из глаз, гром — из голоса; ветер — из выдоха; реки — из крови; дороги — из жил; камни и полезные ископаемые — из зубов и костей и т. д.;
- человек появился в результате любви людей-драконов, которые были его первопредками — Фуси и Нюйвы.
В антропологии китайская философия не исследует природу человека, а уделяет главное внимание изучению его образа; начинает отсчет человеческой жизни от момента зачатия, не исключает человека из системы человеческих отношений и после его смерти; дух человека обладает некоторой телесностью — шэн; он остается среди людей и после смерти человека и нуждается в пище, заботе; продолжается и его карьера: он может быть повышен в должности и, наоборот, понижен в должности, наказан — все это зависит от поведения его родственников. Духовным центром человека является не мозг, как в европейской философии, а сердце. Человек — часть природы, он не может господствовать над ней. Антропология Китая не приветствует индивидуализм.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных философских школ Древнего Китая, целесообразно подчеркнуть одну весьма специфическую особенность китайской философии в целом: она необычайно стабильна. Эта стабильность основывается на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого веками формировалось чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам.
Для китайской философии характерны следующие черты:
- восприятие Китая как центра всего существующего мира;
- понимание истории как циклического процесса;
- осознание ответственности перед Небом и Землей именно Китая за правильное воплощение космических циклов на Земле;
- восприятие космоса, природы, человека как единого целого;
- консерватизм, обращение мысли в прошлое, боязнь перемен;
- растворение личности в коллективе, нивелировка личности;
- осознание беспомощности человека перед стихией; приоритет коллективного над индивидуальным, а отсюда — почитание и трепет перед общим — государством;
- осознание необходимости четкой субординации, подчинения власти, послушания перед начальством, обожествление императора, его власти;
- конформизм и предпочтение состояния покоя;
- стремление максимально продлить жизнь человека на земле (внимание к медицине, прежде всего народной, правильному образу жизни; понимание жизни, прежде всего и преимущественно как жизни духовной; «одушевление» умерших, почитание духов, умерших, почитание родителей и старших).