Этническое поведение и коммуникации

Когда говорят о поведении народа (этноса), то, конечно, имеют в виду проявление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. При этом характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов — статичных психических особенностей народов, часто называемых «абсолютизированными психологическими паспортами.». Этнические особенности поведения описываются при помощи таких понятий, как основная или модальная личность, раскрывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматриваются через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общность (нация, этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных людей, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы и ритуалы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий — все это факторы, определяющие типические коллективные переживания, или особенности тех или иных этнических общностей. У каждого народа, таким образом, складывается свой субъективный психологический образ, или стереотип как специфическая национальная норма поведения.

Жизнь любого этноса предполагает наличие ряда условий совместного существования, в том числе, способности сообщества придерживаться некоторого единства взглядов на один и тот же предмет, критериев оценки, способов поведения. Процесс формирования оценочных суждений — в форме нормативноритуальных этнопсихологических эталонов — происходит постепенно. Эти эталоны уже передаются из поколения в поколение в обычаях, традициях, обрядах, мифах, стереотипах, оценках и отношениях (диспозициях). В качестве психологической детерминанты поведения следует выделить этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется большая часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивают, с одной стороны, его целостность, ярко выраженную ценностную окраску, а с другой — наполнение «ошибочным» компонентом, препятствующим более полному, адекватному взаимопониманию людей, выступающим в качестве преграды, искажающей видение особенностей этнической регуляции социального поведения [даже собственного] этноса.

Человек как представитель этноса еще (а, может быть, в первую очередь) и продукт социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека — это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей его как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этнический компонент, который часто приобретает доминирующее значение. Причем, каждому человеку (независимо от национальной принадлежности) присущи свойственные только ему системы отношений или диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции тоже являются детерминантами этнического поведения. Еще одним психологическим образованием, которое выступает в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектации . В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения на психологическом уровне невозможно представить нормальное, конструктивное взаимодействие. Неадекватность этнических экспектаций служит причиной большинства конфликтов, возникающих на этнической почве.

Итак, элементы этнического поведения составляют этнические стереотипы, диспозиции и экспектаций взаимодействующих субъектов, которые и выступают этническими детерминантами человеческого поведения.

Стремление компаний к расширению границ своей деятельности и превращению в крупные многонациональные корпорации, участие организаций в различных формах международной кооперации, а также глобализация мировой экономики в целом выявили новые проблемы организационного поведения, связанные с различием культур. В последнее время становится очевидным тот факт, что эффективность международного бизнеса зависит от понимания особенностей национальной культуры других стран, способности адаптироваться к культурным различиям наций. Так как именно национальная культура существенно влияет на поведение людей и принятие решений в организации.

В начале 90-х гг. XX века было предпринято несколько попыток определить национальные особенности поведения в России. На основе классификации Г.Хофстеде они были охарактеризованы следующим образом:

  • индивидуализм/коллективизм — преобладание коллективистских наклонностей;
  • отношение к власти — «дистанция власти» и степень авторитаризма значительно выше среднего;
  • отношение к риску — сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму;
  • преобладание мужского начала (отношение к роли женщины в обществе) — только формальное равноправие.

Г.Хофстеде выявил высокий уровень корреляционной зависимости между степенью индивидуализма и показателем валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Так, страны с индивидуалистскими наклонностями (США и многие западные страны) характеризуются, как правило, наиболее высокими показателями ВНП на душу населения, а страны с коллективистскими наклонностями — относительно низкими. Россия в соответствии со шкалой Г. Хофстеде может быть отнесена к группе стран с преимущественно коллективистскими наклонностями. Работники часто ожидают, что их организация будет заботиться о них и опекать их, если они окажутся в затруднительном положении, в то время, как в индивидуалистских странах принято больше полагаться на собственные усилия. Принадлежность к группе, определенному социальному слою для многих россиян является достаточно сильным мотиватором, подчас, не менее значимым, чем материальное вознаграждение. В России достаточно высока «дистанция власти», т.е. работники, как правило, демонстрируют особое почитание своих руководителей — звания и статус имеют большой вес, определяя поведение людей. По оценке ученых, стремление контролировать ситуацию и свести риск к минимуму в экономической и социальной жизни общества составляет существенную особенность российского менталитета. Подтверждением может служить, например, во все времена провозглашаемая политика поддержки наименее защищенных и социально уязвимых групп населения, перераспределения средств и доходов между эффективно работающими предприятиями и теми, кто работал не очень успешно, уравнительные тенденции в области оплаты труда и занятости.

Любопытно и следующее: большинство людей, сталкиваясь с национальной культурой других стран, испытывают состояние шока. Культурный шок — состояние растерянности, тревоги, беспомощности, вызванное непониманием ценностей другой культуры.

Состояние культурного шока обычно продолжается 4-6 месяцев и состоит из следующих основных этапов:

  1. все кажется новым и интересным, настроение оптимистическое;
  2. появляются сложности в общении — сказываются языковые барьеры;
  3. возникает чувство разочарования, настроение угнетенное;
  4. адаптация к новой культуре (культурная адаптация) — наступает понимание того, что действительно важно, а что нет, как правильно вести себя в различных ситуациях.

Конечно, общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Пунктуальность, высоко ценимая немцами и голландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки. Североамериканцы запросто зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое обращение предполагало бы в России. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть тонким ценителем, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индийского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, по их мнению, для собственного и для других народов, и нередко (хотя и не всегда) подобные характеристики и самохарактеристики совпадают, принимаются без возражений. Но, с другой стороны, все или почти все подобные характеристики, естественно, субъективны, а то и вовсе произвольны, а как раз это и вызывает у исследователей возражения против существования четких границ в содержании традиционных для этнической психологии понятий (национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и настроения). Какими словами можно определить, например, русский национальный характер? Порывистый, горячий, добродушный, искренний, смелый, вспыльчивый? Но на все перечисленные эпитеты могут претендовать и другие народы. Разве украинцы менее смелы и добродушны, чем русские? Известна склонность украинцев к юмору. Но кто может отрицать склонность к юмору у русских или у казахов, у туркмен?

Монтень писал по поводу распространенных в его время взглядов на «варварские» народы:

«...я нахожу... что в этих народах, согласно тому, что мне рассказывали о них, нет ничего варварского и дикого, если только не считать варварством то, что нам непривычно. Ведь, говоря по правде, у нас, по-видимому, нет другого мерила истинного и разумного, как служащие нам примерами и образцами мнения и обычаи нашей страны».

Таким образом, то, как мы воспринимаем в качестве специфических особенностей национального поведения — результат определенных исторических условий и культурных влияний, а они производны от истории и изменяются вместе с нею. Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбанизация вызывают у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурнопсихологических ценностях. Культурное самоотождествление теснейшим образом связано с проявлением этнического самосознания народов. Это специфическое этническое отражается, в первую очередь, в духовной культуре, в повседневном быте народа, в его жизненных ориентациях, в неповторимом типе мировосприятия — отсюда и в национальном (и в наднациональном) поведении. Мы пытаемся объяснить причины возникновения этнических особенностей поведения как часть некой «коллективной» психологии, его определяющей, как и эмоции, и представления и пр. В.Г.Белинский писал

«...тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде или кухне, а в их, так сказать, манере понимать вещи...».

Итак, в качестве именно определяющего фактора формирования этнопсихологических особенностей поведения мы выделяем влияние культурной среды. Собственно, культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются те или иные ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самосознания. Примером этому может служить национальное искусство. В своих различных формах оно способствует сохранению этнического духа, традиций, выступая одним из действенных механизмов адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Ученые пытаются увязать процесс существования определенной этнической общности с генезисом и функцией институциональных отношений. Да, как особый регулятивный механизм, институциональные отношения образуют общепринятые нормы социальной действительности и этнического самосознания и во многом определяются особенностями этнических взаимоотношений, сложившихся в данной культурной среде.

Своеобразное в поведении и сам психологический склад вырабатываются у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. Так, среда со своими природными и исторически сложившимися конкретностями накладывает отпечаток на особенности психики этноса, что и проявляется не столько в определенных видах культуры, сколько в поведении членов этноса. Этот субъективный этнический склад узнается в его объективации как совокупности реакций народа на обстоятельства жизни, в которых он участвует. В социальной жизни этническая общность проявляется тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и реально чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Сравнение этнофоровш и этнических групп часто проводится по степени выраженности у них тех или иных общих черт или признаков. Но чтобы сравнение было объективным, нужно учитывать относительность любых этнических характеристик. А что характеризует человека как не его поведение? Национальное поведение — следствие национального характера, исторически сложившейся совокупности устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру [поведения] и типичный образ действий в проявлениях по отношению к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и к другим этническим общностям. Наше определение национального поведения — не аналитическое, а скорее описательное, имеющее целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. И с точки зрения психологической науки национальное поведение подразумевает признаки не отдельного индивида, а целой этнической общности (группы). Такая группа должна иметь общую культуру, символы, обычаи и т. п.

История народов, в особенности история больших современных наций, сложна и противоречива. Национальное поведение каждой современной нации описать сложно — в истории народа каждый этап исторического развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее, многообразней его национальное поведение.

Для понимания этнической специфики можно использовать и такое понятие, как национальный темперамент. Своеобразие национального темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофо-ров, специфической этнической культурой. Отсюда и наглядные различия в эмоциональных реакциях на жизненные ситуации, явления привычной и непривычной среды. В литературе, как правило, выделяют южный (субтропический) темперамент южных (кавказский и азиатских) народов и холодный темперамент северных. Иногда говорят даже не о национальном темпераменте, а о преобладании определенных типов темперамента, тех или других его особенностей или же о доминировании, а также специфическом сочетании его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту — образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы — явные холерики. Славянские народы отличаются повышенной сенситивностью, социальной эмоциональностью, а прибалтийские — некоторой флегматичностью. Однако подобные умозаключения в научной психологии не имеют должного подтверждения.

Важным составляющим психологической специфики национального поведения этнофора являются национальные чувства и настроения. Национальные чувства выражают эмоциональное отношение к собственно этнической реальности — чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям, достоянию. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Действия и поступки людей, совершаемые во благо своей национальной и социальной группы, осуществляемые в совместной деятельности и во взаимоотношениях с членами других групп, регулируются чувством национального достоинства -при осознании этносубъектами значимости и смысла деятельности в общественно полезном труде, в решении проблем первостепенной важности, направленных на развитие и воспроизводство своего этноса. Национальное настроение выполняет функцию регуляции психической активности людей, функцию установки воспринимать и действовать, вести себя определенным образом. Настроение этнофора, упомянем еще раз, детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономическими условиями функционирования этноса. Динамичность национальных чувств и настроений в силу тех или иных социальноэкономических изменений предполагает и позитивную, и негативную окраску их проявления. Чувство национальной гордости и достоинства, социальная и психологическая динамика этноса кардинально противоположны гипертрофированному чувству этнического превосходства и исключительности, выраженных в фанатизме и национализме.

Важным элементом этнического поведения человека являются национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных деталях. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой» по едва заметным нюансам проявления психики. Недостаточное знание национальных традиций нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этносов.

Таким образом, черты, которые проявляются в поведении разных народов, воспринимаются нами как специфические национальные особенности поведения. Этнические особенности определяют этническое поле поведения индивида. Этническое поле индивида может быть представлено в виде трехуровневой структуры, компонентами которой являются «этническое для себя», «этническое для социума» и «этническое для государства».

  • «Этническое для себя» означает, что, вступая в контакт с другим субъектом и опознавая его этническую принадлежность, этнофор в своем поведении будет исходить из системы этнических диспозиций, стереотипов и экспектации.
  • «Этническое для социума» означает, что для официальных учреждений все мы можем представлять только одну, строго определенную часть этнического поля своей личности. Эта часть этнического поля фиксируется в документах, что определяет наши отношения и действия в социальном взаимодействии.
  • С «этническим для государства» мы сталкиваемся в том случае, когда, например, житель России, оказавшись за рубежом, независимо от своей подлинной национальности воспринимается окружающими как «русский».

В целом, характеристика поведения этнического субъекта может быть описана через такие параметры, как этноцелетправлентсть (устремленность к достижению целей межэтнического и интраэтнического взаимодействия); этномотивированность (заинтересованное отношение к межэтническому взаимодействию); этно-эмоциональность (избирательное позитивное или негативное отношение к представителям других этнических групп); этнострессоустойчивость (способность этнофора быстро мобилизовывать эмоционально-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам); этносрганизованность (способность к самоуправлению и самоорганизации в ходе функционально-ролевого взаимодействия при выполнении профессиональных обязанностей); этноколлективизм (способность этнофора быть активным членом коллектива организации); этнодисциплинированность (соблюдение требований, установленных в организации).

Окружающий мир обладает известными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, направленных на усреднение поведения людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контролировалось — это грозит распадом общества. Но типовые программы не могут учитывать всего разнообразия возможных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей, обычно социально незначимые, все же остаются нерегламентированными. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения. Но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентирована, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандартов и образцов. Причина их появления в том, что человеку свойственно применять способ экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения каких-то вопросов и проблем. Такой способ намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

Есть стандартное поведение, возникающее на основе социальной организации, — поведение крестьянина, воина, охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути определяется поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответствии с этническими критериями — поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии с конфессиональным членением — поведение христианина, буддиста и т.д.; в соответствии с эпохой — поведение античного, средневекового, современного человека. При этом поведение человека подчиняется не одной программе, а представляет собой синтез нескольких программ, поскольку человек одновременно является членом нескольких социальных групп.

Как формируются подобные программы поведения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его хранение, накопление и передача — условия существования коллектива. В отличие от животных, у нас эта информация не передается путем биологического наследования, а целиком основана на научении, связана с процессом социализации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже за жизнь одного человека, нужно произвести упорядочение этой информации и отобрать наиболее важные фрагменты. На это ориентирован механизм стереотипизации. Благодаря ему накапливаемая информация представляет собой не просто сумму полезных знаний, но определенным образом организованный опыт, который, в силу своей структурированности, может быть передан следующим поколениям. Это позволяет сохранять рабочий объем этой информации, легко заменяя ее отдельные фрагменты при появлении новых данных.

Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы — исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо — хорошо). Но, в отличие от нормы, стереотипы поведения существуют не только для соблюдения нормы, но и для ее нарушения — неправильное поведение тоже имеет свои стандарты.

Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью детерминированы биологическими свойствами человека, но существенно коррелируются социокультурными механизмами. Где бы человек ни жил, он должен есть, спать, одеваться и т.д. Но в разных культурах, у разных народов это происходит по-разному.

Стереотипы поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Они не нуждаются в мотивации действий. Самым весомым аргументом в пользу данного способа действия служит ссылка на закон предков.

С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение — это разные явления. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализующейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбления, наказания и т.д. В идеале, стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, причем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушению в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы не навязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторов большую роль играют внутренние — стыд, страх, вина, честь. Из всего многообразия этнических стереотипов этнология выделяет группу стереотипов восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают перемены организации его жизнедеятельности, корректируя нормы поведения,    социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов изменения поведения этнической группы могут выступать исторические, экономические, политические, демографические, религиозные, а также особенно обострившиеся в последнее время экологические и технические факторы. Таким образом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос (см. выше).

Повторим: структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разнообразные типы социальных связей в обществе. Изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно-мировоззренческие и социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов изменения этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с историческим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологических и техногенных факторов. Стандарты поведения в значительной степени коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее, социально одобряемые программы поведения ,в том числе и этнического, не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода стилистике поведения. На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов. Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается правильное поведение, в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или иных поступков — нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.

Ключевые слова: Этнос, Коммуникация
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
Политизация этничности
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. - Этнополитология - политические функции этничности. Учебник для...
Коммуникативный акт и коммуникативный процесс
Мирошниченко А.А., Этика деловых отношений
Этногенез восточных славян
А. В. Шубин, И. Н. Данилевский, Б. Н. Земцов: История России (для студентов технических...
Международные коммуникации
Основы теории коммуникации - УП - Шпаковская-Шпаковский - 2006
Задачи и методы развития коммуникативных навыков личности
Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация
Общая характеристика Интернет-коммуникации
Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — М. : МПСУ ; Воронеж :...
Типы и формы межкультурной коммуникации
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Коммуникативные барьеры
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий