Средства межличностной коммуникации

Средства межличностной коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной комму никации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А. А. Леонтьев): личностно-речевая и социально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведение человека).

Невербальные средства — оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов. Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на состояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем.

Паралингвистическая и экстралингвистическая — это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, по -кашливание, смех, темп речи.

Пространство и время в организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.).

Существует специальная область психологии проксеника — пространственная психология, основателем которой является Э. Холл.

Хронотопы — это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и т.д.

Контакт глаз — визуальное средство общения. В основном — интимное общение.

Обратная связь

Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь — это информация, которую мы можем поставлять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.

Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками.

Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:

  1. Говорите только о своих чувствах
  2. Говорите о том, что человек может реально изменить.
  3. Если вы хотите, чтобы человек что -либо изменил в своем поведении, выразите это просьбой.
  4. Ваше сообщение не должно содержать оценки.

По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной.

Источник: 
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
Материалы по теме
Сущность коммуникации как политического процесса
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Структурные компоненты коммуникаций
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Реклама как массовая коммуникация
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Коммуникативная ситуация
Кабрин В.И., Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности
Коммуникационный процесс
Самыгин С.И., Психология управления
Теоретические трактовки информационно-коммуникативных процессов
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Модели коммуникативной компетентности
Болотова А.К., Психология коммуникаций, 2015
Межкультурная коммуникация и диалог культур
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Оставить комментарий