Средства межличностной коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной комму никации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А. А. Леонтьев): личностно-речевая и социально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведение человека).
Невербальные средства — оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов. Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на состояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем.
Паралингвистическая и экстралингвистическая — это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, по -кашливание, смех, темп речи.
Пространство и время в организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.).
Существует специальная область психологии проксеника — пространственная психология, основателем которой является Э. Холл.
Хронотопы — это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и т.д.
Контакт глаз — визуальное средство общения. В основном — интимное общение.
Обратная связь
Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь — это информация, которую мы можем поставлять другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.
Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками.
Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:
- Говорите только о своих чувствах
- Говорите о том, что человек может реально изменить.
- Если вы хотите, чтобы человек что -либо изменил в своем поведении, выразите это просьбой.
- Ваше сообщение не должно содержать оценки.
По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной.