Основные направления развития коммуникативной компетентности дошкольника

Развитие коммуникативной компетентности предполагает формирование чувствительности к сверстнику и приобретение опыта конструктивного взаимодействия с ним, а также развитие адекватного, дифференцированного образа сверстника. В рамках нашего исследования была разработана развивающая программа.

Развивающая программа «Формирование образа сверстника у детей старшего дошкольного возраста (познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент)»

Данная программа направлена на формирование способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие) в процессе общения и взаимодействия со сверстниками.

Целью данной программы является преодоление трудностей общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Принципы построения программ коммуникативного развития дошкольников состоят в следующем:
1. Направленность на сверстника. В программе коммуникативного развития могут использоваться самые разнообразные средства (игры, задания, проблемные ситуации, элементы занятий, художественная литература, инсценировки и т. д.). Главный принцип заключается в том, чтобы центром всех типов взаимодействия был сверстник. То есть основное направление – это формирование интереса, чувствительности к сверстнику. Согласно М. И. Лисиной, основной целью общения является познание себя и других. Многочисленные исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте общение со сверстниками выступает основным условием формирования не только образа сверстника, а прежде всего средством познания себя, построения самосознания (ребенок смотрится в другого как в «зеркало»). Поэтому более дифференцированный, адекватный образ сверстника позволит ребенку лучше понять самого себя, свое поведение, чувства, возможности.
2. Четкие границы взаимодействия. Реализация программы развития коммуникативной компетентности предполагает наличие четких правил взаимодействия в системе «ребенок взрослый», «ребенок ребенок». Ребенку должны быть понятны и доступны данные правила. Каждое занятие он должен видеть их эффективность. Задаваемые с помощью четких правил границы, позволяют ребенку взаимодействовать со сверстниками более свободно и осознанно. Например «поднятая рука взрослого – требование внимания», «прежде чем занять место в кругу, попросить подвинуться и посмотреть, удобно ли соседу», «нельзя толкаться» и т. д. В каждой игре можно четко сформулировать 2–3 правила, которые будут регулировать процесс взаимодействия со сверстником. Простые правила облегчают детям процесс взаимодействия и способствуют достижению совместных целей.
3. Опережающая инициатива взрослого.  Цель взрослого – создание условий для становления всех сторон коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. В начале взрослый делает центром внимания сверстника, задает цели взаимодействия, показывает эффективные пути достижения целей взаимодействия, контролирует процесс общения. Постепенно все эти этапы ребенок должен интериоризировать и уметь использовать в повседневной жизни. Взрослый создает ситуации, где ребенок может сформировать четкие представления о сверстнике (его внешних и внутренних особенностях), положительное эмоциональное отношение к сверстнику и способы поведения, где ребенок должен достичь определенного результата с учетом особенностей другого ребенка (например, рассмешить другого, заинтересовать и т. д.), способы поведения, направленные на достижение совместных целей. Также взрослый создает ситуации, способствующие проявлению просоциальных форм поведения – сочувствие, содействие, сопереживание.
4. Становление коммуникативной компетентности в процессе игровой деятельности.  Использование игры – как наиболее привлекательного и эффективного средства формирования чувствительности к сверстнику. От игры – имитации (образ животного, героя сказок) к реальному взаимодействию и образу реального сверстника. Игры подбираются в направлении от преобладания невербальных средств к использованию вербальных средств взаимодействия.
5. Становление коммуникативной компетентности через опору на личностный тип отношения к сверстнику. М. И. Лисина выделила в системе межличностных отношений два типа: предметный и личностный. Предметный тип отношения в дошкольном возрасте подразумевает сниженный интерес к сверстнику, выраженность отрицательного эмоционального отношения к сверстнику, конкурентное отношение, противопоставление себя другому, отсутствие просоциальных форм поведения. Основная форма поведения – сравнение и конкуренция. Личностный тип отношения подразумевает высокий интерес, сорадование успехам и сопереживания неудачам сверстника, просоциальное поведение, формирование чувства принадлежности группе сверстников, общности с другими. С точки зрения Е. О. Смирновой, преобладание личностного типа отношения (эмоционально положительное отношение к сверстнику, чувство общности с другим, сопричастность другому, готовность оказать бескорыстную помощь) является одним из определяющих факторов популярности ребенка в группе, тогда как преобладание предметного, конкурентного типа отношения характерно для детей с проблемными формами поведения и общения.

6. Осознанность и рефлексивность.  В программу включаются элементы рефлексии, направленные на формирование положительной идентичности ребенка.

Работа по формированию коммуникативной компетентности проводилась в виде занятий. Занятия проводятся по 30–40 минут в группе детей из 6–7 человек, 1 раз в неделю. Программа реализуется психологом ДОУ совместно с воспитателем.

Основным средством формирования коммуникативной компетентности является игра с правилами и имитационные игры. Игры подбирались в соответствии с целями взрослого и предпочтениями детей. Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности. Главное – формирование осознанного отношения к сверстнику и осознанию конструктивных правил взаимодействия. Взрослый должен направлять данный процесс. Обычно одно занятие включает 3–4 игры.

Структура занятия:

  • вводная часть (5 мин.), включающая в себя приветствие;
  • основная часть (20 мин.), развитие навыков конструктивного взаимодействия;
  • заключительная часть (5 мин.) включала элементы рефлексии; ритуал прощания.

Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности

Опираясь на выделенные принципы, были подобраны игры для формирования базового компонента коммуникативной компетентности – чувствительности к воздействиям сверстника , в основе которого находится адекватный образ сверстника (эмоциональный, познавательный и поведенческий компонент), опыт взаимодействия с ним. Все игры были разделены на три группы.

Необходимо отметить, что деление игр на группы весьма условно, так как любая совместная деятельность, в том числе и совместная игра, способствуют формированию образа сверстника (знания о сверстнике, эмоциональное отношение к нему и умение регулировать свое поведение с учетом интересов и потребностей сверстника), то есть опыт взаимодействия с ним.

Первая группа игр направлена на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения.  

Основным направлением при формировании положительного эмоционального отношения является формирование элементов личностного типа отношения к сверстнику, развитие чувства сопричастности и общности с другим (Е. О. Смирнова). Эта задача может решаться через серию игр на взаимодействие с другими детьми, направленных на преодоление враждебности, конкурентности и формирование способности видеть и понимать другого.

Задачей таких игр является переход к непосредственному общению, преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. Главными правилами этих игр являются – преобладание невербального взаимодействия, отсутствие конкурентности и соревновательного компонента, ситуация «чистого общения» (то есть общения без игрушек).

Здесь запрещены разговоры, вводится язык «сигналов». Все занимают одинаковые роли, например, «муравьи», «лесные животные», «цветы», «волны». Непосредственное внимание со стороны сверстников и нестандартная ситуация общения способствуют решению поставленных задач.

Приведем описание некоторых игр, направленных на формирование эмоционально положительного отношения к сверстнику, чувство общности, в которых реализуются выделенные правила. Так в игре «Лесные звери» все дети должны изображать лесных зверей, которые могут общаться только на языке животных. Детям объясняют правила невербального, доброжелательного взаимодействия. В игре «Муравьишки» (В. М. Холмогорова) дети изображают «муравьишек», которые после зимней спячки закатили пир, здороваются друг с другом и угощают друг друга. В игре «Утята» дети изображают птенцов, вылупившихся из яйца, утята впервые видят мир, здороваются и знакомятся друг с другом с помощью невербальных средств общения.

Хотим отметить, что при проведении данных игр вначале интерес направлен не на сверстника, а на сам процесс общения, взаимодействия, которые кажутся непривычными. Дети фиксированы на себе, а не на сверстнике.

Также для формирования положительного эмоционального отношения к сверстнику подходят игры, направленные на переживание общих эмоций страха, горя, радости. Совместное переживание каких либо эмоций создает чувство общности и близости.

Детям очень нравятся подобные игры. Можно отметить, что эти игры снижают уровень фиксированности на себе, дети чаще обращают внимание на другого.

В игре «Злой дракон» дети должны называть друг друга ласковыми словами, чтобы Дракон не разрушил их дом.

То есть данные игры направлены на формирование положительного, доверительного отношения к сверстнику противоположного пола. Приведем описание данных игр.

«Цветочная клумба»
Взрослый предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».

«Приветствие без слов»
После проведенных игр предлагается данная игра, которая в последствии может служить удачным ритуалом приветствия в начале занятий. «Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т. д. Основное правило игры: «Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому от этого было приятно».

«Найди своих»
Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым животное узнает своих: заяц узнает зайца, пчела узнает пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т. д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает этим двум движение, которое он считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся» должны повторить за ним. Затем детям можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей.

«Зеркало»
Детям предлагается игра: «Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения».

Вторая группа игр больше направлена на формирование познавательного компонента образа сверстника.   Здесь также можно выделить несколько направлений игр.

Игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (особенности внешности, одежды, эмоций) и игры, направленные на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что посредством данных игр дети понимают, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях).

Игры, направленные на формирование способности видеть и понимать внешние особенности сверстника решают задачу снятия фиксации на себе и формирования способности видеть сверстника.

Например, в игре «Радио» ведущий загадывает ребенка, описывает его внешность, а другие должны угадать по внешним особенностям, про кого идет речь. В игре «Запомни меня» дети делятся по парам, несколько минут смотрят друг на друга, по сигналу отворачиваются и по очереди описывают внешность другого ребенка.

Для того чтобы убрать ситуацию самостоятельного выбора детьми себе пары, можно использовать приемы, которые предоставляют возможность независимого, случайного выбора: считалки, игры типа «Найди пару по цвету глаз».

Игры на взаимодействие на уровне эмоций развивают способность обращать внимание на эмоции, настроение другого. Основной центр этих игр – это эмоции. Игры проводятся от изображения загаданной эмоции ребенка всеми детьми, например, в игре «Зеркало», к изображению одним ребенком эмоции, которую загадал другой («Телефон настроения»). Это облегчает детям трудности в понимании эмоций другого. Также игры проводятся в направлении от игр, где эмоция изображается только мимикой лица, к играм, где эмоции изображаются всем телом. Например, в игре «Море волнуется», «Скульптура настроения» дети должны изобразить всем телом, например, «самую грустную», «самую добрую» или «самую сердитую» фигуры. Можно обсудить причины возникновения эмоций, схожее и различия.

Игры, направленные на понимание не только внешних особенностей, но и особенности личности, способностей и возможностей. Задачей подобных игр является развитие способности видеть в сверстнике особенности его личности, способности, потребности и желания. Сюда включаются игры, требующие внимания к особенностям сверстника, взаимопомощи, взаимопонимания, и игры, направленные на умение видеть и понимать желания и предпочтения другого. Игры проводятся в направлении от исполнения воображаемых ролей (например, таких как «волшебник», «садовник») к реальным – «хвастуны», «помощники».

Так в игре «Волшебный чемоданчик» одному ребенку все дети «дарят» подарки, которые, на их взгляд, хотел бы получить сверстник. Вначале дети фиксируются на предметных подарках: кукла, игрушка, много конфет, цветов, затем в качестве подарков предлагаются волшебные предметы: волшебная палочка, которая исполняет желания, ковер самолет и другие.

Были получены такие ответы, как: «Чтобы у тебя были друзья», «Чтобы ребята дружили с тобой», «Чтобы ты был добрым мальчиком, никогда не обижал никого», «Чтобы научился читать», «Чтобы учился на одни пятерки, даже без одной четверки» и другие.

Игра «Зэч», где ребенок, бросая мяч сверстнику, пытается угадать что либо о нем: имя, которое ему нравится, предпочитаемого героя сказок и мультфильмов, любимую вещь, предпочитаемую еду или будущую профессию. Дети очень радуются, когда угадывают предпочтение другого. Предпочтения мальчиков и девочек существенно отличаются. Такие знания способствуют лучшему пониманию сверстника противоположного пола. Также дети делают открытие, что у них много общего. Например, многие дети любят сладости.

Таким образом, игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, направлены на понимание внешних особенностей, особенностей личности, интересы, предпочтения сверстников. Понимание детьми того, что наряду с различиями, у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности по отношению к сверстнику.
Приведем описание некоторых игр.

«Радио»  
Выбирается «диктор», который разыскивает потерявшегося
ребенка. «Диктор» выбирает кого то из участников, описывает его внешность и особенности. Остальные участники должны угадать о ком идет речь, кто угадал, тот становится диктором.

«Зеркало эмоций»  
Детям предлагается поиграть в «Зеркало», только с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.

«Волшебный чемоданчик»  
Дети садятся в круг, один из них садится в середину и ему предлагается представить, что в руках у него находиться «волшебный чемоданчик». Каждый, сидящий в кругу, должен придумать, что хочет или что нужно этому ребенку и подарить этот подарок. Сидящий в кругу принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть в кругу, когда каждый дарит по цепочке подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача ребенка – угадать желание сверстника.

Игра «Закончи фразу: «Я думаю, со мной дружат, потому, что я…»  
Цель: Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения, формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать к добрым поступкам; дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Третья группа игр направлена на формирование поведенческого, регуляционного компонента образа сверстника.  

Цель этих игр – формирование умений регулировать поведение, ориентируясь на сверстника. В поведении одним из критериев сформированной коммуникативной компетентности является чувство удовлетворения, возникающее в ходе общения и у ребенка, и у сверстника.  Случаи, когда ребенок достигает своей цели, но сверстник остается обиженным, нельзя рассматривать как проявления коммуникативной компетентности.

Приведу пример. Мальчик захотел такой же шарик, что и у другого ребенка. Он подошел и попросил. Ребенок отказался отдать. Тогда мальчик предупредил, что отнимет. Снова последовал отказ. Тогда ребенок замахнулся на него рукой и только после этого отобрал шарик. Мы видим, что ребенок достиг цели, что его поведение четко регулировалось, но без учета интересов другого. Мы не можем рассматривать данную ситуацию как ситуацию проявления коммуникативной компетентности.

Основной группой игр здесь являются любые игры, где ребенок реализует взаимодействие, направленное на достижение определенных целей общения (индивидуальной или совместной). Например, в игре «Страна грусти» ребенок должен рассмешить ребенка и перевести его в «страну веселья». В игре «Волшебная кисточка» ребенок должен объяснить, что он хочет так, чтобы его понял сверстник.

Необходимо выделить игры и задания, направленные на совместную деятельность. Совместная деятельность помогает детям чувствовать себя единым субъектом деятельности, а также способствует формированию способности действовать в рамках единой цели, дает опыт согласования действий, умения договариваться, умения понять другого и доступно объяснить.

Начинать лучше с простых игр, направленных на согласованность действий со сверстником.

В играх «Зеркало», «Испорченный телефон» вначале дети совершенно не могут повторить за сверстником движения, мимику и позы. Но с каждым разом у детей получается лучше. Цель таких игр заключается в точном повторении за сверстником движений, поэтому интерес от игры к игре возрастает. Затем игры усложняются и требуют разных действий для достижения общих целей. Например, «Дракон кусает свой хвост», «Липучка». Также задачей взрослого является создание условий для проявления просоциальных форм поведения (бескорыстной помощи, взаимовыручки) и опыта сочувствия, содействия, сопереживания.

Например, сюжетно ролевые игры, требующие взаимопомощи, проявления сопереживания: «Заколдованный ребенок», «Живые куклы», «Садовник», «Ласковый мелок», «Салочки выручалочки».

Центром внимания являются роли, которые требуют заботы о другом: «Садовник», «Хозяин куклы», «Утка с утятами», «Вредное колечко». Приведем пример. В игре «Заботливый внучек» (Е. О. Смирнова) дети должны распределить роли, выбрать старенькую бабушку, заботливую внучку, машины, врача, аптекаря и т. д. В ходе игры «внучка» должна перевести «бабушку» через дорогу, где ездят «машины», отвести к «врачу», «аптекарю» и привести домой. Все эти игры требуют согласования действий. Высокой степени чувствительности к сверстнику.

Наиболее эффективными в плане формирования доброжелательных отношений со сверстниками являются и игры с правилами, направленными на взаимовыручку и взаимодействие: «Сова и евражки», «Салочки выручалочки», «Дракон кусает свой хвост», «Липучка» и другие.

Так, в игре «Салочки выручалочки» дети сначала фиксируются на том, чтобы не попасться. Затем, внимание детей переключается на помощь и необходимость выручить другого ребенка.
Приведем описание некоторых игр.

«Часы»  
В игре участвует не менее 6 человек. Взрослый говорит, что часы должны ходить слажено, не сбиваясь, и предлагает побыть всем участникам одними часами. Среди играющих выбирается ребенок, который встает в середину круга, одну руку вытягивает вперед, изображая стрелку. По кругу, он поворачивается к каждому и говорит «Тик» или «Так». Все участвующие по очереди поднимают вначале правую, потом левую руку, затем опускается правая и левая. Правила игры: вначале поднимается правая, потом левая рука, руки не опускаются, пока нет сигнала; ждать именно своего сигнала: «тик» или «так»; кто нарушил правила, тот выходит из игры. Когда правила усвоены, темп игры убыстряется.

«Конструктор»  
Один ребенок берет роль «конструктора», остальные – роль «материала». «Конструктор» что то придумывает или создает по условию, затем представляет свое изобретение (машину, поезд, робота и т. д.) и показывает, как действует созданная машина или механизм. Например «поезд» должен ездить слажено, вагоны не должны отцепляться и т. д.

«Липучка» (Лютова, Монина)  
Все дети убегают от салочки, которая является «Липучкой». Тот кого поймала «Липучка», присоединяется к ней и они, взявшись за руки, продолжают ловить. Каждый следующий, кого поймала «Липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка приставучка, я хочу тебя поймать».

«Телефон настроения»  
Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный – слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое то настроение. Он будит соседа и показывает свое настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».

«Две страны» (В. М. Холмогорова)  
Детям предлагается следующее содержание игры: «Ребята, давайте поиграем в игру “Две страны”. Одна “Страна Грусти”, там живут грустные жители, а в другой “Стране Веселья” живут веселые жители. Жители веселой страны должны переселить грустных жителей, развеселив их».

«Магазин настроения»  
Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит
в «Магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем, напугать, успокоить, рассказать что то интересное, страшное и т. д.

«Заботливый внучек» (Е. О. Смирнова)  
Детям предлагается игра со следующим содержанием: «Заботливый внучек ведет в больницу свою старенькую бабушку. Его бабушка плохо видит и слышит. Внучек должен перевести ее через автомобильную дорогу, привести к доктору, купить лекарства и привести бабушку домой. Внук должен провести бабушку через дорогу так, чтобы их не сбила машина». Распределяются роли «бабушки» (бабушке завязываются глаза), «внука», «машин», «доктора», «аптекаря» и разыгрывается сюжет.

«Живые куклы» (Е. О. Смирнова)  
Дети разбиваются на пары. Ведущий объясняет содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши игрушки живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратиться в маленького ребенка, а другой – в его куклу: куклу девочку или куклу мальчика. Кукла будет что то просить, а ее хозяин выполнять его просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, покачать на качелях. Основное правило: хозяин куклы должен выполнять все желания и не заставлять ее делать то, что она не хочет.

«Садовник»  
Дети разбиваются на пары (пару можно выбрать по цвету глаз, одежды и т. д.). Один из детей изображает садовника, другой – «цветок» (ребенок сам выбирает цветок, которым он будет). Садовник изображает, как он сажает семечко, ходит за водой, поливает его, окучивает, восхищается своим цветком. «Цветок» изображает, как он растет, раскрывает бутоны, улыбается садовнику и солнышку.

«Колдун»  
Детям предлагается следующий сюжет: «Жил был Злой Колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того чтобы его выручить, мы, ребята, должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать Колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».

«Слепой художник»  
Детям предлагается сюжет: «Жил был великий художник.
Мечтал он нарисовать прекрасную картину. Но случилась с ним беда, художник перестал видеть. Были у великого мастера ученики, которые решили помочь. Художник рассказал им о картине, описал ее, а ученики рисовали. В один прекрасный день художник стал снова видеть и увидел картину, которую создали его ученики». Главное правило в игре – ученик должен рисовать только по замыслу «художника», ничего не добавлять. В эту игру можно играть по парам, а можно группой.

«Жужа» (подвижная игра)  
Из играющих выбирается Жужа, которая садится на стульчик с мягким полотенцем в руках. Все остальные дети начинают дразнить Жужу определенными словами (фруктами, овощами и т. д.). Как только Жужа почувствует, что она разозлилась, она начинает догонять детей. Правила игры: дразнить можно только определенными словами, о чем договариваются до игры, или Жужа сам выбирает то, чем его будут дразнить; Жужа сидит столько, сколько сможет; Жужа может хлопать полотенцем только по ногам.

«Коллективный рисунок»  
1 вариант:
Все дети рисуют на одном листе. После рисования они придумывают рассказ, чтобы все персонажи рисунков были задействованы.
2 вариант:
Каждому ребенку дается листок, на котором он начинает свой рисунок. По сигналу (через 3–4 минуты), ребенок должен передать рисунок соседу справа, получить рисунок слева и продолжить его. В конце по полученным рисункам придумываются рассказы.
3 вариант:
Коллективный рисунок на определенную тему.

Сюжетно ролевая игра «Приглашаем в гости своих друзей»  
Цель: закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения.

Еще раз необходимо отметить, что деление игр весьма условно, можно использовать разные игры. Главное, чтобы взрослый точно осознавал цель использования данной игры и мог передать ее детям.
Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности. Главное – формирование осознанного отношения к сверстнику и осознание конструктивных правил взаимодействия с ним.  Взрослый должен направлять данный процесс.

Ключевые слова: Коммуникация, Дошкольники, Развитие
Источник: Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Материалы по теме
Развитие внимания в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Социальная ситуация развития дошкольника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Развитие познавательных процессов у дошкольников
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие речи в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Моральное развитие дошкольников
Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Раттер М., Помощь трудным детям
Оставить комментарий