Cоциальное отчуждение

Процесс превращения деятельности и ее результатов в силу, господствующую над людьми, подавляющую и разрушающую их социально-биологическую и нравственно-психическую целостность; объективно-исторический процесс отторжения от человека его сущностных сил и продуктов его деятельности и превращения их в чуждые, враждебные, а зачастую и в порабощающие его самого силы.

В истории осмысления феномена социального отчуждения выделяются психологическая и математическая точки зрения. Сторонники первой считают социальное отчуждение вечным и неустранимым явлением, неизбежным злом, вытекающим из социально-психической природы человека. Сторонники второй рассматривают отчуждение как преходящее социальное явление, которое коренится в природе социальных отношений. Впервые процесс духовного отчуждения (как объективацию) рассмотрел в своей концепции “абсолютного духа” Г. Гегель. Отождествляя отчуждение и опредмечивание, он считал, что мировой дух отчуждается (объективируется) в природу и общество . Вопрос о реальном упразднении отчуждения у него не вставал.

Социологическую интерпретацию отчуждения впервые дал К . Маркс  в “Экономическо-философских рукописях”, где он выводил его из результатов распределения труда , частной собственности, эксплуатации. Он выделил следующие виды отчуждения: от условий труда, от орудий (средств производства), от продуктов труда, от родовой сущности человека, человека от человека, человека от общества, человека от природы, самоотчуждение (отчуждение человека от самого себя). В капиталистическом производстве отчуждение в сфере труда обусловливает все другие формы отчуждения в надстроечной сфере (политика, право , религия, наука, искусство и т.д.).

Преодоление политического отчуждения, по К. Марксу, возможно при условии устранения товарного (материально-экономического) отчуждения. Отчуждение преодолевается в результате пролетарской революции.

В условиях становления информационного общества  происходит процесс появления новых форм О. с. В общении друг с другом люди прибегают к услугам посредников (“отчужденных сущностных сил”) – языка, денег, права и проч. Происходит уменьшение эксплуатации человека, но возрастает отчуждение.

В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею “системы участия” (во владении и распределении прибыли), а для преодоления политического отчуждения – идею участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Таким образом, сторонники существования вечного О. с. говорят о поисках компенсаторных методов его минимизации, о развитии адаптационных механизмов работников. Сторонники концепции преходящего феномена отчуждения связывают свои надежды с ликвидацией рыночного хозяйства, с превращением принудительного труда в свободную творческую деятельность личности  (с неотчужденным трудом в неотчуждаемом обществе).

Ключевые слова: Социальность
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2011
Материалы по теме
Социальная фасилитация
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социальные нормы и их классификация
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Конструкционистские теории социальных проблем
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Формы социальных процессов
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Теории приобретенной социальности
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Социальные функции конфликта
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Социально-психологическая структура личности
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Развитие экспериментальной социальной психологии
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий