Бюджетная компетенция (права) субъектов РФ

Федеративное устройство государства обусловливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что, однако, не означает их полной автономии от федерального центра. Бюджетные права субъектов РФ и Российской Федерации как единого государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Бюджетные полномочия субъектов РФ определяются как федеральным законодательством (Конституцией, БК), так и нормативными правовыми актами регионального уровня, что отвечает принципу федерализма в бюджетном праве и обеспечивает комплексный подход к определению их бюджетно-правового статуса.

Устройство Российского государства на федеративных началах, а также наличие местного самоуправления являются объективными факторами для классификации бюджетной компетенции субъектов РФ относительно: собственных бюджетов; федерального бюджета; бюджетов муниципальных образований.

Анализ нормативных бюджетно-правовых актов позволяет выделить следующие бюджетные права субъектов РФ, в совокупности образующие бюджетную компетенцию субъектов РФ относительно собственных бюджетов:

  • нормативно-правовое установление и регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса в соответствующих территориальных границах;
  • самостоятельное аккумулирование, использование и распределение централизованного в пределах субъекта РФ фонда денежных средств;
  • установление источников доходов собственных бюджетов, в том числе региональных налогов, сборов, иных обязательных платежей;
  • самостоятельное определение направлений расходов средств регионального бюджета;
  • образование в рамках собственного бюджета целевых, резервных фондов, фондов финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотной кассовой наличности;
  • самостоятельное использование свободных бюджетных средств (т.е. доходов, дополнительно полученных на стадии исполнения бюджета, суммы профицита бюджета, экономии расходов и т.п.);
  • детализация объектов бюджетной классификации РФ.

 

Развитие Российского государства на принципах федерализма предполагает наличие у субъектов РФ бюджетных прав по отношению к федеральному бюджету, основополагающие из которых:

  • получение из федерального бюджета источников доходов, закрепленных за бюджетом субъекта РФ, и межбюджетных трансфертов;
  • право на компенсацию бюджетных средств, излишне израсходованных или недополученных в результате принятия определенных решений федеральным органом власти;
  • участие в законодательном процессе по принятию федерального бюджета через представительство в Совете Федерации.

 

Приведенный перечень бюджетных прав в совокупности с механизмом по реализации показывает ту степень финансовой децентрализации, которая необходима как для самостоятельного развития субъектов РФ, так и для укрепления федеративных отношений в Российском государстве.

Следующей сферой бюджетной компетенции субъектов РФ являются права относительно бюджетов муниципальных образований. Среди них можно выделить следующие основополагающие права:

  • регулирующие (регулирование правовыми нормами бюджетной деятельности муниципальных образований; утверждение нормативов отчислений от межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований; осуществление бюджетного регулирования местных бюджетов);
  • обеспечивающие (обеспечение муниципальным образованиям минимального размера местных бюджетов; осуществление сбалансирования местных бюджетов; предоставление бюджетам муниципальных образований финансовой помощи в порядке и формах, определенных законодательством; компенсационное возмещение финансовых потерь местных бюджетов, вызванных действиями органов государственной власти субъекта РФ; осуществление бюджетных полномочий органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации);
  • контролиругащие (осуществление контроля за бюджетной деятельностью муниципальных образований).

 

Реализуя право законодательного регулирования соответствующего круга бюджетных отношений, субъекты РФ осуществляют детализацию принципов межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, учитывая особенности последних. Большинство субъектов РФ закрепляют свои бюджетные права относительно местных бюджетов в законах, комплексно регулирующих бюджетные отношения в регионе или муниципальных образованиях. Однако некоторыми субъектами РФ приняты отдельные тематические законы, посвященные межбюджетным взаимоотношениям с муниципальными образованиями (см., например, гл. 2 Закона Тюменской области от 22.11.2005 № 416 «О межбюджетных отношениях в Тюменской области»; Закон Воронежской области от 17.11.2005 № 68-03 «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Воронежской области»).

Ключевые слова: Права, Бюджет
Источник: Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп.
Материалы по теме
Бюджетная компетенция (права) муниципальных образований РФ
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетная компетенция (права) РФ
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Понятие и сущность бюджетной компетенции (прав)
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Основные теоретические трактовки прав человека
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Бюджет маркетинга
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Бюджет рекламы
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Бюджетная классификация
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Принципы построения бюджетной системы
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Оставить комментарий