Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права подведомственность традиционно делится на единичную (или исключительную) и множественную. Критерием выделения в данном случае является количество юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел.

Единичная (исключительная) подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно только в одном конкретном строго определенном законом юрисдикционном органе. Таким органом, обладающим исключительной подведомственностью, в Российской Федерации может быть только суд (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи).

Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует право на судебную защиту. В ч. 2 названной статьи данное положение конкретизируется: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Таким образом, решения и действия любого юрисдикционного органа могут быть обжалованы в суд. Следовательно, ни одна категория дел, рассмотрение которой изначально относится к ведению несудебного юрисдикционного органа, не может находиться в его исключительной подведомственности, так как в любом случае решение этого юрисдикционного органа на основании ст. 46 Конституции РФ может быть обжаловано в суд.

Примеры единичной (исключительной) подведомственности достаточно многочисленны: лишение и ограничение дееспособности, лишение и ограничение родительских прав, усыновление, восстановление на работе и др. относятся к исключительной подведомственности судов общей юрисдикции; дела о несостоятельности (банкротстве) — к исключительной подведомственности арбитражных судов; установление соответствия федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и др. Конституции РФ — к исключительной подведомственности Конституционного Суда РФ.

Несмотря на значительное количество примеров единичной подведомственности, большинство категорий дел в Российской Федерации все же обладает множественной подведомственностью.

Множественная подведомственность — это вид подведомственности, при котором рассмотрение определенной категории дел возможно в нескольких юрисдикционных органах. При этом конечной инстанцией является суд.

В зависимости от того, зависит ли обращение в конкретный юрисдикционный орган от выбора заявителя, соглашения сторон, определенных условий, предусмотренных законом, или от прямых указаний закона, в рамках множественной подведомственности выделяют альтернативную, договорную, условную и императивную.

Альтернативная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от желания субъекта, чьи права и законные интересы нарушены. Естественно, выбор субъекта права ограничен рамками, установленными законом.

Например, в ст. 391 ТрК РФ содержится норма, позволяющая работнику для рассмотрения возникшего трудового спора обратиться либо в комиссию по трудовым спорам, либо, минуя ее, непосредственно в суд; п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ предполагает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Следует отметить, что изначальный выбор несудебного юрисдикционного органа не лишает субъекта, чьи права и законные интересы нарушены, права на обращение в суд в дальнейшем.

Договорная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой выбор юрисдикционного органа зависит от соглашения, заключенного сторонами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.

Условная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой дело может быть рассмотрено судом только при наступлении условий, предусмотренных в законе. Так, заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, по истечении года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Если такое заявление будет подано до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья, руководствуясь ст. 290 ГПК РФ, откажет в принятии заявления (прекратит производство по делу).

Императивная подведомственность — разновидность множественной подведомственности, при которой законом установлен не только перечень юрисдикционных органов, которым подведомственна конкретная категория дел, но и строгая последовательность прохождения по ним дел. Также в рамках императивной подведомственности законом может быть установлено наличие обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.

Например, в соответствии со ст. 401—404 ТрК РФ порядок рассмотрения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией обязательно. И только при недостижении в ней согласия стороны могут перейти к следующему этапу — урегулированию спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Ни одна сторона коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Конечной инстанцией в разрешении коллективного трудового спора в случае, если все перечисленные в законе процедуры не привели к примирению сторон, является суд.

Правила императивной подведомственности также закреплены в п. 2 ст. 452 ГК РФ, устанавливающем, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.

Источник: 
ГПП России, Исаенкова, Демичев - 2009