Понятие и значение подведомственности

Защита нарушенных или оспоренных прав и охраняемых законом интересов субъектов права предполагает обращение последних в юрисдикционные органы. Однако не любой юрис-дикционный орган правомочен рассмотреть то или иное конкретное дело. Определяющее значение в данном случае имеют категории подведомственности и подсудности. Вопросы, касающиеся подсудности, будут рассмотрены в следующей главе. Данная же глава посвящена проблемам подведомственности.

Подведомственность — это относимость конкретной категории дел к ведению определенного юрисдикционного органа.

Сущность и одновременно значение подведомственности состоит в том, что она представляет собой своеобразный механизм распределения юридических дел между различными юрисдикционными органами1. Данный механизм необходим в условиях существования сложной разветвленной системы судебных и других юрисдикционных органов в Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. При этом к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а к судам субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Кроме судов к государственным органам, наделенным юрис-дикционными полномочиями, можно отнести Президента РФ1, органы загса, государственных нотариусов и др. Однако действия всех этих и других органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме государственных органов существуют и негосударственные органы, наделенные юрисдикционными полномочиями. Например, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи, созданные для разрешения коллективных трудовых споров (ст. 384—390, 401—404 ТрК РФ), частные нотариусы, третейские суды и др.

Следует заметить, что все названные выше государственные и негосударственные органы обладают юрисдикционными полномочиями строго на основании закона, при этом каждый орган правомочен рассматривать только такие дела, которые ему подведомственны, т. е. отнесены законом к его ведению.

Источник: 
ГПП России, Исаенкова, Демичев - 2009