Типы рынков с учетом конкуренции

Различные интересы товаропроизводителей и покупателей выделяют следующие типы рынков с учетом конкуренции.

Рынок чистой конкуренции характеризуется большим числом продавцов и покупателей. Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях, т.е. не оказывают решающего влияния на изменение свободных цен.

Конкуренция протекает в виде соперничества. Для устранения соперника используются различные способы, вплоть до реализации товара ниже себестоимости, но это не означает, что соперник не располагает защитой. Конкуренция товаропроизводителей зарождается еще на предпроизводственной стадии, когда товаропроизводитель с учетом основных технико-экономических параметров и технологических характеристик производства будущего изделия формирует производственные запасы и орудия труда, т.е. создает техническую и материальную базу производства для новой или модернизированной продукции, предполагая реализовать ее по более низким ценам, с более высокими качественными характеристиками либо при одновременном сочетании высокого качества и низкой цены.

Стратегия товаропроизводителя, направленная на создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и высококвалифицированных специалистов, позволяет обеспечить высокий имидж и долгую жизнь на рынке. Так, разработка аналогичных товаров с соответствующим уровнем качества новым товаропроизводителем (соперником) связана с привлечением значительных инвестиций, возврат которых в экономически оправданный срок обусловлен значительной степенью риска.

Рынок чистой монополии представлен единственным товаропроизводителем, который располагает различными льготами и привилегиями со стороны государства.

Обладая на конкретном рынке товаров большой властью, монополист использует ценовую дискриминацию, которая возможна только при условии группировки покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности спроса и т.п. Такой искусственный подход объясняется тем, что товаропроизводитель-монополист обращает мало внимания на физическое и моральное состояние парка основного технологического оборудования. При этом темпы обновления очень низкие, не стимулируется внедрение достижений научно-технического прогресса, не повышается качество продукции и т.п.

Для рынка монополистической конкуренции характерна большая номенклатура товаров при значительном количестве товаропроизводителей. Вся продукция специализирована и дифференцирована, т.е. представлена аналогичными, но не схожими изделиями, товарами, которые отличаются типом, маркой, качеством и другими потребительскими характеристиками. Вход на рынок другим товаропроизводителям свободен, поскольку появление новых аналогов или заменителей не может повлиять на уровень конкурентоспособности товаров, которые защищены патентами и авторскими правами. Товаропроизводители могут нести временные потери только до того момента, пока потребитель не убедится в преимуществах основной продукции.

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению выручки. Такая ситуация объясняется тем, что возможность роста выручки постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивных технологий, защищенных авторскими правами и патентами. Появление такого рода аналогов товаропроизводитель достаточно хорошо ощущает, поскольку объем реализации хотя и незначительно, но сокращается.

В условиях монополистической конкуренции для повышения выручки товаропроизводитель основной продукции должен не упускать из виду три главных элемента — цену, уровень конкурентоспособности продукции и рекламную деятельность.

Олигополистический рынок характеризуется небольшой численностью товаропроизводителей, которые стремятся к максимизации выручки за счет роста цен. Однако ценовая стратегия действует в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов требует от участников рынка снизить цены. Высокая концентрация капитала и специалистов, широкие возможности удовлетворения материальных потребностей производства позволяют держать низкие текущие затраты и создают тяжелые условия проникновения на рынок других товаропроизводителей.

Наиболее распространенной формой такого соглашения является картель, т.е. соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, объемах реализации, обмене авторскими правами и т.п.

Картельные соглашения чаще всего бывают устными в форме негласных сговоров. Члены такого соглашения не утрачивают своей юридической, финансовой, производственной и коммерческой самостоятельности. Например, соглашение стран — экспортеров нефти Азии, Африки и Латинской Америки.

Повышение уровня конкурентоспособности товара и как следствие — рост объема реализации (удовлетворение спроса) требуют выполнения объективных условий, суть которых отражается в товарной политике промышленного предприятия.

Источник: 
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев