Причины нарушений рыночного равновесия

Рыночным равновесием принято называть ситуацию, когда величина спроса и величина предложения — при одной и той же цене — становятся весьма близкими. В итоге продавцы оказываются способны продавать все предложенное ими на рынок количество товаров по цене, которая их устраивает, но в то же время привлекает число покупателей, достаточное для того, чтобы весь объем товарного предложения по этой цене был распродан.

Соответственно цена на рынке перестает заметно колебаться то вверх, то вниз (как температура у больного лихорадкой), и это хорошо как для продавцов (производителей), так и для покупателей, поскольку первые знают, сколько им стоит произвести товара, а вторые знают, что товар на рынке будет и сколько он будет стоить (рис. 6.3).


 

Увы, такая ситуация на рынке обычно удерживается недолго: уж слишком много факторов влияет то на предложение, то на спрос, и поэтому рыночное равновесие обычно сохраняется не дольше, чем, скажем, маятник в каждой из точек своего колебания. Оно постоянно нарушается из-за изменений либо спроса, либо предложения, и рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые равновесные уровни цен и объемы производства.

Допустим, например, что благодаря повышению заработной платы доходы покупателей возросли. Тогда при ранее сложившихся на рынке ценах они смогут купить большее число товаров, чем прежде.

Но изменение спроса никак не влияет на условия предложения. От того, что у покупателей появилось больше денег, не изменятся ни технология производства, ни количество ресурсов, которые покупаются для изготовления товаров на соответствующих рынках. И поэтому повышение спроса может вызвать лишь два типа последствий, о которых пойдет речь ниже.
1. Если предложение товаров нельзя увеличить, то возникнет дефицит. Понимая эту ситуацию, продавцы поднимут цены, что позволит купить товар лишь наиболее богатым покупателям. Это значит, что равновесной станет более высокая цена (к выгоде продавцов, но к огорчению покупателей). Именно по этой модели стремительно росли цены на жилье в России в 2001—2007 гг.
2. Если предложение товаров можно увеличить, то оно возрастет, но для этого потребуется время, а также дополнительные затраты.

Ведь если производители для удовлетворения возросшего спроса решат выпускать товаров больше, чем прежде, они столкнутся с необходимостью строить новые предприятия или цеха, нанимать дополнительных рабочих, покупать больший, чем прежде, объем сырья и материалов и т.д.

Иными словами, им самим придется предъявить больший спрос на рынках ресурсов производства. Для расширения объема этих ресурсов (увеличения предложения) обществу потребуются дополнительные затраты. Придется, например, обучить новым профессиям дополнительное число работников или начать эксплуатацию ранее не использовавшегося (более дорогого по условиям извлечения) месторождения полезных ископаемых.

Результатом станет рост цен на рынках ресурсов (факторов) производства. И эти повышенные издержки на организацию выпуска дополнительного количества товаров производителям надо будет как-то компенсировать. Это значит, что произвести большее количество товаров они согласятся лишь при условии, что новая рыночная цена сможет возместить им те повышенные затраты, с которыми сопряжено производство большего числа товаров.

В итоге покупатели смогут получить больше желанных товаров, но уже не по прежним, а по новым, более высоким ценам. Однако при росте предложения в ответ на рост спроса доходы покупателей не возрастут. И поэтому они теперь будут готовы приобрести товаров больше, чем могли до повышения своих доходов, но меньше, чем могли бы, если бы цены не возросли.

Именно так развивались события на российском рынке потребительских товаров в начале 2000-х гг., когда благодаря росту доходов объемы розничной торговли неуклонно росли, даже при росте цен на 12-15% в год.

Вследствие такой взаимной подстройки предложения и спроса рынки достигают новой ситуации равновесия. При этом изменяются обе характеристики равновесного состояния рынка:
1) равновесное количество товаров;
2) равновесная цена.

Аналогично (просто в зеркальном отражении) события развиваются, и когда спрос падает. В этом случае сбалансировать спрос и предложение на рынке становится возможно лишь при меньшем числе проданных товаров и более низкой цене. Часть продавцов при таких ценах не смогут не только получить прибыль от продаж, но и возместить свои затраты. Они либо уйдут с рынка, либо разорятся. Останутся только те, кто сможет получать прибыль и при пониженной цене, так как у них более низкие издержки на производство или приобретение товара у изготовителей, чем у фирм-неудачников.

Таким образом, любое неравновесное состояние рынка кому-то невыгодно: либо продавцам, либо покупателям.
Реагируя на эту невыгодность, продавцы и покупатели осуществляют определенные действия: первые сокращают объемы производства, вторые увеличивают объемы покупок. Думают они при этом, конечно, только о собственной выгоде, но в итоге их действий на рынке постепенно происходит сближение величины спроса и величины предложения, т.е. возвращение к состоянию равновесия.

Таким образом, рынок — если в его работу не вмешивается государство или монополист (о том, что это такое, речь пойдет у нас дальше) — сам по себе всегда стремится к состоянию равновесия, так как именно оно наилучшим образом согласовывает противоречивые интересы и продавцов, и покупателей. И столь же неизменно рынок отклоняется от состояния равновесия.

Однако, отклонившись от равновесного состояния, рынок вновь и вновь стремится к состоянию равновесия и равновесным ценам, посылая продавцам и покупателям сигналы о выгодности или невыгодности производства или покупки.

Именно на основе таких ценовых сигналов — «выгодно — невыгодно» в рыночной экономической системе определяется, что именно стоит производить и что стоит покупать, т.е. находятся ответы на главные вопросы экономики.

Может показаться, что это очень несовершенный способ организации экономической жизни, и это будет верное заключение.

Да, рыночный механизм отнюдь не идеален — на рынках возникает то перепроизводство, то дефицит, а рост благосостояния граждан и целых стран то ускоряется, то на время идет вспять. По этой причине государству время от времени приходится устранять те или иные проблемы, порождаемые несовершенством рыночных механизмов. Но стоит государственным чиновникам слишком увлечься самостоятельным регулированием экономики, как вскоре выясняется, что результатом их деятельности являются экономические затруднения, еще более опасные для общества.

И потому при всех своих недостатках именно рыночный способ оказался лучшим вариантом из испробованных людьми в рамках различных экономических систем. А пока речь может идти только о его некотором улучшении в рамку смешанной экономической системы, ведь альтернативы рынку как механизму согласования интересов продавцов и покупателей человечество еще не нашло.

Ключевые слова: Рынок
Источник: Липсиц И.В. - Экономика (Бакалавриат) - 2016
Материалы по теме
Сущность инфраструктуры рынка. Рыночные институты
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок сталелитейной продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Формирование международных фондовых рынков: функции и место в мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Инвестиционный рынок: основные элементы
Н.И. ЛАХМЕТКИНА, ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дилерская деятельность
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона
Теория невидимой руки рынка Адама Смита
Бернанке Б., Фрэнк Р. - Экономикс. Экспресс-курс
Антимонопольное регулирование. Рыночная власть
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Рынок товаров химической продукции
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий