Навыки активного слушания

Умение слушать является составляющей коммуникативной стороной общения. При неумелом слушании может исказиться смысл передаваемой информации. Менеджеру по персоналу необходимо владеть способностью и развивать эту способность, помня при этом:

  • что для любого человека, наиболее правильным, важным и ценным являются собственные высказывания. Профессионально работающий менеджер помогает персоналу и кандидатам разобраться в собственных словах, дает возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы решения о покупке, ставит нужные акценты и задает нужные вопросы, подводя к пониманию возникшей проблемы;
  • чем больше мы делимся с человеком собственными переживаниями, тем больше начинаем ему доверять. Прежде чем начать попытки повлиять на клиента или кандидата, необходимо установить с ним доверительный контакт;
  • только внимательно слушая собеседника, мы можем получить необходимую информацию о его интересах, потребностях, желаниях, т. е. провести диагностику  клиента. Только правильная диагностика позволит нам выбрать наиболее эффективную тактику работы с кандидатом и персоналом коллектива;
  • практика показывает, что когда мы видим, что нас внимательно слушают, то бессознательно решаем для себя: «Этот человек похож на меня, ему интересно то же, что и мне. А раз ему интересно то, что я говорю, он может сказать свое мнение по этому поводу».

На практике чаще всего используются два основных метода слушания: нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника и максимальное сосредоточение на ней, чтобы суметь ответить на его вопросы, и главное понять цель разговора. При этом необходимо уметь молчать, демонстрируя понимание, поддержку и доброжелательность. Существуют приемы пассивного и активного слушания: невербальные (поза, жест, взгляд) и вербальные (междометие, вопрос, поощрение).

К пассивному слушанию относится внимательное, молчаливое восприятие информации от собеседника. При этом может возникнуть впечатление, что собеседника не слушают.

К приемам активного слушания относятся:
Кивание головой и использование междометий «ага», «угу».  Утвердительный кивок головы несет клиенту послание: «Да, я слушаю тебя». Междометия позволяют сообщить партнеру по общению о собственной заинтересованности. Для эмоционального клиента эффективны междометия «Ух ты», «здорово» и другие. А для сдержанного клиента, сохраняющего в течение переговоров официальную дистанцию, будет достаточно внимательного взгляда и небольшого кивка головы.

Вопрос – «эхо».  Важно, что результатом данной микробеседы явился вопрос менеджера к собеседнику. Это означает, что менеджер готов воспринять некоторую информацию о собеседнике, и его сообщение попадает на «благоприятную почву».

Метод нерефлексивного слушания рекомендуется использовать в следующих ситуациях:

  1. если собеседник хочет высказать свою точку зрения, очень эмоционален и проявляет активность;
  2. если собеседник испытывает отрицательные эмоции и хочет с кем-нибудь поговорить о том, что его беспокоит;
  3. если собеседник испытывает смущение, неуверенность и затруднения при беседе;
  4. если собеседнику трудно выразить словами то, что он хочет сказать;
  5. если о собеседнике необходимо узнать как можно больше (при приеме на работу).

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной связи при беседе с собеседником, что позволит более точно понять содержание его высказываний. Многие слова в русском языке имеют несколько значений, поэтому в зависимости от ситуации, от контекста, в котором они используются, могут по-разному восприниматься различными людьми. Используя рефлексивный метод в процессе беседы, менеджер уточняет значение той информации, которая вызвала у него сомнение или недопонимание.

К приемам рефлексивного слушания  относятся:

  • выяснение,
  • отражение,
  • резюмирование,
  • перефразирование чувств.

Выяснение (повторение фразы). Не бойтесь повторить за собеседником фразу, слово, задать уточняющий вопрос. Это вызывает доверие, а следовательно, дает возможность узнать более подробно интересующую вас информацию и способствует лучшему пониманию друг друга.

Отражение чувств. Эмоциональная реакция собеседника дает возможность менеджеру по персоналу более точно понять содержание сообщения и осознать его эмоциональное состояние. Отражая чувства собеседника, менеджер показывает ему, что понимает его состояние. Важную роль в этом случае играют невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация, поза и т. д.) и эмпатия – представление себя на месте говорящего.

Резюмирование. Применяется при продолжительных беседах, в ситуациях, когда менеджеру необходимо подытожить мысли и чувства говорящего. Это дает возможность собеседнику убедиться в том, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Прием резюмирования особенно полезен в ситуациях, когда необходимо принимать решения.

Перефразирование. Этот прием позволяет менеджеру активно управлять процессом деловой беседы, а также проверить точность сообщения говорящего. Сохраняя контакт с собеседником, менеджер делает акцент на тех фразах, которые необходимы ему для поддержания разговора. Можно начать со слов: «Если я Вас правильно понял...», «Другими словами, Вы считаете...». При перефразировании нас интересуют только смысл и идея сказанного, а не установка и чувства собеседника. Слушающий обязательно должен выразить чужую мысль своими словами, иначе повторение слов собеседника может поставить его в тупик. Перефразирование незаменимо в ситуациях, когда собеседники спорят или отстаивают непримиримые позиции.

Успех в совместной деятельности зависит, прежде всего, от того, как формируется образ партнеров по общению, каково их взаимопонимание, как они могут говорить и слушать друг друга. Применяя эти методы и приемы слушания на практике, вы всегда добьетесь успеха.

Источник: 
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Темы: 
Оставить комментарий