Виды банковских счетов

Виды счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, ссудные, депозитные и другие счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия. Этот счет открывается предприятиям (независимо от форм собственности), обладающим правами юридического лица и действующим на принципах хозяйственного расчета. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На эти счета зачисляются средства, перечисляемые в безналичном порядке, а также вносимые наличными. Так, на расчетные счета поступает выручка от реализации продукции и продажи товаров, плата заказчиков за оказанные им услуги и выполненные работы. С расчетных счетов производятся расходы, не отражаемые на других счетах предприятий, и погашаются их финансовые обязательства. Таким образом, на расчетных счетах концентрируются результаты всех операций банковского клиента по основной деятельности. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. По мере совершения операций банк выдает клиенту выписки по расчетному счету.

Предприятиям, имеющим вне места своего нахождения различные нехозрасчетные подразделения (например, филиалы), могут быть открыты расчетные субсчета в банках по месту их нахождения. Расчетный субсчет — это подсобный счет, операции по которому ограничиваются и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета. По этому счету возможно проведение таких операций, как зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее на основной расчетный счет предприятия; расчетные операции от имени головного предприятия.

Текущие счета открываются тем предприятиям, которые не обладают признаками, дающими право иметь расчетный счет. По текущим счетам проводятся операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета чаще всего открываются филиалам, представительствам.

Бюджетные счета — это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.

Клиенту, который получает в банке кредит, открывается ссудный счет. Такой вид счета, как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения в течение определенного периода времени части его средств. Этот счет по желанию клиента может быть открыт как в обслуживающем его банке, так и в любом другом банке.

Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счетов клиент представляет в банк следующий пакет документов:
• заявление на открытие счета по установленной форме, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером владельца счета;
• нотариально заверенную копию решения о создании или реорганизации организации или копию учредительного договора;
• документ о государственной регистрации предприятия: нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в органе местной власти;
• копию надлежаще оформленного документа, на основании которого действует организация или предприятие (копию устава или положения о предприятии);
• карточку с образцами подписей и оттиском печати (в одном экземпляре к каждому банковскому счету). Необходимое число копий такой карточки для использования в работе изготавливает сама кредитная организация (филиал). Такую карточку представляют в банк все юридические лица, их нехозрасчетные подразделения, а также индивидуальные предприниматели и физические лица, занимающиеся частной практикой. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, которому открывается счет, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) липам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета. При отсутствии в штате клиента — юридического липа (обособленного подразделения) лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета, в карточку с образцами подписей и оттиска печати включается только образец подписи лица (лиц), наделенных правом первой подписи. В этом случае в карточке вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись: «бухгалтерский работник в штате не предусмотрен». Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально. В то же время допускается оформление карточки без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации (филиала), подпись которого скрепляется печатью банка;
• свидетельство о постановке организации на учет в налоговой инспекции;
• копию протокола (приказа) об утверждении в должности руководителей организации;
• документ о регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
• справку Госкомстата России о присвоении кодов ОКПО;
• ксерокопии паспортов лиц, имеющих право подписи банковских документов.

После проверки документов с юридической точки зрения заявление подписывают юрист и главный бухгалтер банка. Право принятия окончательного решения об открытии клиентского счета принадлежит руководителю банка. Операции по счету клиента производятся банком только на основании распоряжения владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств по счету допускается только в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств происходит в порядке календарной очередности, т.е. в порядке поступления распоряжений клиента или других документов на списание. Если средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных требований, то оплата расчетных документов производится в порядке установленной законодательно очередности платежей.

Операции по счетам банков осуществляют на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
• распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.

Положение о безналичных расчетах учитывает сложившуюся практику осуществления расчетов и предусматривает, что платежные документы могут быть изготовлены как в бумажном, так и в электронном виде. Расчетные документы с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов должны содержать следующие реквизиты:
• наименование расчетного документа и код его формы;
• номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
• вид платежа;
• наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
• наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный номер (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
• наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;
• наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;
• назначение платежа;
- сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
• очередность платежа;
• вид операции в соответствии с перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках;
• подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

При заполнении расчетных документов не допускаются никакие исправления, помарки и подчистки. Выписывается и сдается в банк число экземпляров, необходимое для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть идентичны. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Они принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа. Банк гарантирует тайну банковского счета, операций по нему и сведений о клиенте. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Закрытие счетов клиентов возможно по следующим причинам: - если принято решение собственников о ликвидации предприятия;
• по решению органа, имеющего полномочия на ликвидацию или реорганизацию предприятия;
• признания предприятия банкротом;
• при наличии решения о прекращении деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ;
• на основании решения суда;
• в случае нарушения клиентом условий договора на банковское обслуживание.

Если счет закрывается по желанию его владельца, то вместе с заявлением последний возвращает чековую книжку и письменно подтверждает остаток средств на счете на день закрытия. В данной ситуации остаток средств на счете выдается клиенту или перечисляется на другой счет.

Источник: 
Коробова Г.Г. (ред.) - Банковское дело. Учебник 2006
Темы: