Особенности банковского маркетинга

Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики.

Маркетинг (от. англ. «market» – рынок) кратко характеризуется как рыночная теория управления.

Формула современного маркетинга следующая: производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Как целостная концепция сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно – финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги.

Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции, как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.

Для большинства отечественных банков пока характерна традиционная концепция.

Задачи маркетинговой стратегии:

  • удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;
  • привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
  • улучшить имидж банка;
  • освоить инструменты маркетинга.

Банковский продукт может быть представлен как:

  • результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.;
  • конкретный вид определенной услуги. Например, кредитование – услуга, а овердрафт, кредитная карточка – банковский продукт.

Основные особенности банковского продукта:

  • как правило, имеет абстрактную, «невещественную» форму или документарную;
  • ограничен временными рамками;
  • облекается в договорную форму;
  • быстро копируется другими кредитно-финансовыми институтами.

Банковская услуга – специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.

Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.

По пассивным операциям банк выступает в качестве «покупателя» денег – «маркетинг покупателя».
По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг – «маркетинг продавца».

Особенность маркетинга состоит в том, что и в том и другом случае у банка, как правило, возникают отношения с теми же клиентами.

Ключевые слова: Маркетинг, Банки
Источник: Костерина Т.М. - Банковское дело
Материалы по теме
Коммуникационная политика банка
Коробова Г.Г. (ред.) - Банковское дело. Учебник 2006
Сущность и содержание банковского маркетинга
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Организация и методы банковского маркетинга
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Маркетинг в сфере банковских услуг
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Специфика маркетинга в банковской сфере
Коробова Г.Г. (ред.) - Банковское дело. Учебник 2006
Функции инвестиционных банков
Общая теория денег и кредита
Маркетинг товарных знаков
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Перспективы Интернет-банкинга
Е.П. Жарковская., БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Оставить комментарий