Порядок учреждения кредитных организаций

Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений» в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 24.07.04. Кредитные организации могут быть 3-х видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки. В соответствии с Законом любая кредитная организация – юридическое лицо, которое на основании лицензии Банка России осуществляет банковские операции с целью извлечения прибыли.

Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в Законе, а небанковские организации только те, которые установлены для них Банком России.

К банковским операциям относятся:
1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. Выдача банковских гарантий.

Кредитная организация вправе осуществлять сделки – услуги клиентам: трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др. Кроме того, она имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Порядок регистрации и лицензирования установлен в ФЗ «О банках и банковской деятельности» (гл. 2) и подробно изложен в Инструкции Банка России №109-И от 14 января 2004 г. «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности».

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
1. заявление с ходатайством о государственной регистрации на имя представителя ЦБ РФ и должно включать бизнес-план КО;
2. учредительный договор1;
3. устав;
4. протокол собрания учредителей;
5. свидетельство об уплате государственной пошлины (0,1% от УК);
6. копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;
7. декларации о доходах учредителей – физических лиц;
8. анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

Условием получения лицензии является 100% оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала устанавливается Банком России2. Уставный капитал составляется из величин вкладов ее учредителей или акционеров.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

Источник: 
Костерина Т.М. - Банковское дело