Правовое положение кредитных организаций

Понятие кредитной организации. В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитные организации подразделяются на банковские и небанковские. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции. На наш взгляд, необходимо на уровне федеральных законов определить статус кредитных небанковских организаций.

Правовая характеристика кредитных организаций имеет большое практическое значение. В качестве примера сошлемся на правовой статус Пенсионного фонда РФ (ПФР). Так, в силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. Иначе говоря, ПФР - это кредитная небанковская организация. В свою очередь, термин "финансово-кредитное учреждение" означает, что ПФР представляет собой некоммерческую организацию, созданную в форме учреждения.

В российской экономике действуют многочисленные кредитные союзы, образованные с целью удовлетворения потребностей членов-пайщиков в кредитных услугах за счет их взносов, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного страхования, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Так, правовое положение кредитных союзов (кооперативов) сравнительно недавно получило легальное закрепление в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан". В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 117-ФЗ кредитный потребительский кооператив граждан -потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.

Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан.

Несмотря на словосочетание "кредитный потребительский кооператив", последний не является кредитной организацией и на него не распространяются положения Закона о банках, в том числе о лицензировании банковской деятельности. Напротив, Закон N 117-ФЗ (ст. 19) устанавливает ограничения деятельности кредитного потребительского кооператива граждан. В частности, кооператив не вправе:

  • выдавать займы гражданам, не являющимся членами кредитного потребительского кооператива;
  • выдавать займы юридическим лицам;
  • выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц;
  • вносить свое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и иным способом участвовать своим имуществом в формировании имущества юридических лиц;
  • эмитировать собственные ценные бумаги; покупать акции и другие ценные бумаги иных эмитентов, осуществлять другие операции на финансовых и фондовых рынках, за исключением хранения средств на текущих и депозитных счетах в банках и приобретения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Вместе с тем кредитные союзы (кооперативы) призваны играть существенную роль в инвестировании экономики России. Не случайно в Комплексной программе мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ 21 марта 1996 г. N 408 (в ред. Указа от 16 октября 2000 г. N 1756), предусмотрено создание развитой системы различных форм коллективного инвестирования, в том числе инвестирования через: паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные); кредитные союзы; акционерные инвестиционные фонды; инвестиционные банки; негосударственные пенсионные фонды.

Справедливости ради отметим, что такая (развитая) система до сих пор отсутствует. В первую очередь сказанное относится к кредитным союзам (кооперативам) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые делают первые (весьма робкие) шаги в условиях становления и развития рыночной экономики в России.

Другой вывод: кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного страхования, страховые компании не являются кредитными организациями с точки зрения требований, предъявляемых к ним (организациям) Законом о банках. Однако с экономической точки зрения их можно отнести к кредитным организациям, на что уже обращалось внимание в литературе <2>. Действительно, экономическая природа кредита (равно кредитной организации) не совпадает с ее юридическим оформлением. Поэтому если кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и др. осуществляют кредитование, то это еще не означает, что они автоматически приобретают статус кредитной организации.

Следует отметить, что понятие "кредит" трактуется в литературе неоднозначно. В учебнике по банковскому праву называется семь групп авторов, рассматривающих кредит. Так, представители экономической науки определяют кредит как форму движения ссудного капитала, причем последний есть совокупность денежных средств, передаваемых на возвратной основе во временное пользование за плату в виде процента. По мнению других ученых, кредит - это сама ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности. Третьи определяют кредит (банковский кредит) как экономическое отношение, четвертые - как деятельность определенного рода, пятые - как сделку между экономическими партнерами, принимающую форму ссуды, шестые - как доверенность, существующую между заимодавцем и занимателем.
 
Не вносит ясности в раскрытие содержания понятия "кредит" и ГК РФ. Глава 42 Кодекса озаглавлена "Заем и кредит", однако в ней соответствующие понятия не определены. В то же время ГК РФ содержит правила о договоре займа (§ 1), кредитном договоре (§ 2), а также о товарном и коммерческом кредите (§ 3). Общие положения о кредитных обязательствах в данной главе не выделены, но они существуют в виде правил о займе, которые применяются к другим кредитным обязательствам, если иное не установлено правилами о кредитном договоре, товарном и коммерческом кредите, или не противоречат существу таких обязательств. Как видно, ГК ставит знак равенства между понятиями "кредит" и "кредитный договор", "заем" и "договор займа".

Итак, с учетом экономической природы кредита можно прийти к следующим выводам. Во-первых, кредит - это прежде всего форма движения ссудного капитала. Именно в этом качестве более всего проявляется экономическая сущность кредита. При этом надо отметить, что понятие "кредит" имеет несколько аспектов (экономическое отношение, деятельность, ссуда и т.д.), каждый из них характеризует кредит с разных сторон. Поэтому вряд ли целесообразно противопоставлять указанные аспекты друг другу; напротив, в совокупности они дают общее представление о кредите как сложном и многогранном понятии. Во-вторых, экономическое понятие кредита не совпадает с его юридическим выражением. Движение ссудного капитала имеет место не только в рамках заемных операций, но и в других договорно-правовых формах (например, в договорах купли-продажи, поставки, подряда и пр.). В-третьих, экономическое содержание кредитной банковской организации проявляется в комплексе трех функций:

  • аккумулятивная функция, предусматривающая сбор денежных средств путем открытия банковских счетов (вкладов);
  • предоставление денежных средств (кредита) на условиях платности, срочности, возвратности;
  • содействие платежному обороту, т.е. выполнение поручений клиентов по проведению платежей.

В свою очередь, небанковская кредитная организация вправе осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. В-четвертых, круг кредитных организаций ограничен Законом о банках (исходя из выполняемых ими экономических функций) и не подлежит расширительному толкованию. В этой связи нельзя относить к кредитным организациям кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и др.

И еще два замечания общего характера. Закон о банках (ст. 1) определяет кредитную организацию как юридическое лицо, основная цель которого - извлечение прибыли. Выходит, с точки зрения Закона не только банк, но и небанковская организация являются коммерческими организациями. Вместе с тем небанковские организации могут учреждаться в форме некоммерческой организации (например, Пенсионный фонд РФ). Здесь обнаруживается формальное противоречие между Законом о банках и отдельными федеральными законами.

Кроме того, в Законе о банках прямо сказано:

"Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество".

Если в отношении банка такая императивная норма в какой-либо мере объяснима, то трудности возникают в части небанковской кредитной организации. Закон исключает возможность создания небанковской организации в иной организационно-правовой форме.

В литературе встречается мнение, авторы которого не разделяют позицию законодателя по поводу ограничения формы кредитной организации, считая, что запрет на создание банков в формах хозяйственного товарищества представляется необоснованным. Развивая эту мысль, можно спросить: почему нельзя учреждать банки в формах производственного кооператива или унитарного предприятия? Конечно, если встать на эту позицию, то надо ответить утвердительно. Но даже мысленно трудно представить коммерческий банк в форме унитарного предприятия.

Считаем, что норма Закона о банках, предписывающая создание кредитной организации в форме хозяйственного общества, не направлена на ограничение правоспособности лиц, участвующих в учреждении кредитной организации. Надо согласиться с мнением, что ограничение прав участников гражданских правоотношений следует отличать от случаев, когда в силу положений закона само право в своем содержании является ограниченным. Примером могут служить право хозяйственного ведения (ст. 295 ГК) и в особенности право оперативного управления (ст. 296 ГК), осуществление которых ограничено определенными рамками и, кроме того, требует согласия собственника соответствующего имущества. Подобное наблюдается не только в случае установления ограниченного круга организационно-правовых форм кредитных организаций.

Как уже отмечалось ранее, фондовая биржа может быть учреждена в формах некоммерческого партнерства и акционерного общества (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с действовавшим Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях" (ст. 12) "на территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР". Новый Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 декабря 2003 г. N 169-ФЗ) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" воспроизвел эту норму (ст. 2), указав, что прямая иностранная инвестиция - это приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества.

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. ФЗ от 20 июня 2004 г. N 58-ФЗ) рассматривает акционерный инвестиционный фонд как юридическое лицо, созданное в форме открытого акционерного общества (п. 1 ст. 2). Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом (п. 1 ст. 10).

Действующему законодательству известна и иная тенденция, когда законодатель расширяет возможности участников гражданского оборота по выбору организационно-правовых форм юридического лица. Так, в силу ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ. Эти примеры свидетельствуют лишь о том, что законодатель стремится дифференцированно подходить к вопросу о применении той или иной организационно-правовой формы при создании юридического лица. Другое дело - насколько это ему удается.

Спорной в научной литературе является категория "правоспособность кредитной банковской организации". Существует три точки зрения о характере правоспособности банка. Одни ученые считают, что банк обладает общей правоспособностью, другие делают вывод о специальной правоспособности банка, третьи усматривают в правоспособности исключительный характер. Причем, что любопытно, авторы разных точек зрения приводят в качестве веских аргументов своей теоретической позиции ссылки на одни и те же положения. Как правило, банковская правоспособность характеризуется следующими признаками:

  1. банки имеют исключительное право на осуществление банковской деятельности;
  2. другим организациям запрещено осуществлять эту деятельность;
  3. банкам запрещено заниматься деятельностью в сфере производства, торговли и страхования;
  4. банки осуществляют банковскую деятельность с момента получения лицензии;
  5. каждый банк вправе выполнять банковские операции, которые указаны в его банковской лицензии.

Однако первый, третий и четвертый признаки позволяют некоторым ученым относить банковскую правоспособность к разряду специальной.

ГК РФ (ст. 49) различает общую и специальную правоспособность. По общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью. Исключение составляют унитарные предприятия, а также другие виды организаций, предусмотренные законом.

Судебная практика исходит из того, что некоторые коммерческие организации наделены специальной правоспособностью. Так, в соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 банки, страховые организации, инвестиционные институты относятся к юридическим лицам со специальной правоспособностью. Однако непонятно почему указанные субъекты не обладают общей правоспособностью. Можно лишь высказать на этот счет собственные предположения.

Первое - наличие специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности. Но, по нашему мнению, сам по себе факт получения лицензии на осуществление банковской, страховой, инвестиционной деятельности не влияет в принципиальном плане на характер правоспособности коммерческой организации. В противном случае пришлось бы признать, что все юридические лица (независимо от их принадлежности к коммерческим и некоммерческим организациям), осуществляющие свою деятельность на основании лицензий, обладают специальной правоспособностью. Второе - существование запретов на занятие теми или иными видами деятельности. Законом о банках (ст. 5) кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные запреты действуют в отношении страховых организаций, инвестиционных институтов.

Полагаем, что данные запреты нельзя рассматривать в качестве основания для отнесения какой-либо организации к юридическому лицу со специальной правоспособностью. Правовые запреты - это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК). Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц.

Для разграничения общей и специальной правоспособности юридических лиц необходимо использовать формально-юридический критерий - прямое указание закона. Здесь нет и не может быть места судебному толкованию. Во избежание споров и конфликтных ситуаций специальная правоспособность отдельных видов коммерческих организаций должна получить легальное закрепление в законе.

Пока что судебная практика "пестрит" различного рода примерами, недвусмысленно указывающими на "дефекты" правового регулирования. Например, при рассмотрении конкретных дел суды нередко исходят из того, что коммерческие банки, обладающие специальной правоспособностью, имеют право совершать только банковские сделки. В практике было дело, когда сделка банка по продаже принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества была признана ничтожной, поскольку такие сделки не названы в перечне банковских операций, предусмотренных Законом о банках.

Считаем, что сам по себе вывод о специальной правоспособности кредитных банковских организаций правомерен, но только в контексте осуществления ими предпринимательской деятельности. В то же время ограничивать право банков заключать сделки, направленные на поддержание их деятельности (купля-продажа имущества, аренда нежилых помещений и т.д.), ст. 49 ГК не дает. Иначе происходит подмена правовых понятий. За пределами предпринимательской деятельности можно говорить об общей правоспособности всех коммерческих организаций.

В литературе распространено мнение, согласно которому коммерческий банк является особым субъектом, поскольку его правовое положение характеризуется двойственностью. Так, А. В. Попов пишет, что банк - это субъект гражданского права, участвующий в обороте. Вместе с тем банк включен в структуру управления кредитно-финансовой системой страны и наделен публичными функциями как агент (например, в области валютного контроля). Действительно, в силу п. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. В валютной сфере они (агенты) осуществляют контроль за соответствием действующему законодательству совершаемых их клиентами (резидентами и нерезидентами) валютных операций, а также документов, направляемых их клиентами для получения разрешения (лицензии) на осуществление капитальных валютных операций. При этом коммерческие банки не вправе применять к нарушителям валютного законодательства штрафные санкции. Таким правом наделены органы валютного контроля.

Таким образом, уполномоченные банки обладают элементами публичной власти, осуществляют контроль за деятельностью других субъектов гражданского права. Как оценить такое положение? Конечно, если бороться за чистоту цивилистического типа регулирования, ответ ясен: необходимо устранить эту двойную природу банков. Напротив, если повернуться в очередной раз лицом к рыночной экономике, указанное сочетание частно- и публично-правовых начал - желаемый результат социального прогресса общества; то, к чему должно стремиться право.

Проблемы государственной регистрации, лицензирования банковской деятельности, формирования уставного капитала и другие вопросы заслуживают пристального внимания. Но вряд ли это возможно в рамках данной работы, хотя бы по причине большого объема исследования.

Ключевые слова: Кредит, Организация, Юридическое лицо
Источник: В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Материалы по теме
Порядок учреждения кредитных организаций
Костерина Т.М. - Банковское дело
Международные валютно-кредитные организации
Общая теория денег и кредита
Требования, предъявляемые к кредитным организациям при их создании
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Прекращение деятельности кредитной организации
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Порядок открытия филиала кредитной организации
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Организация как хозяйствующий субъект
Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф., Бухгалтерский учет
Порядок закрытия филиала кредитной организации
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Внутренние структурные подразделения кредитной организации
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Оставить комментарий