1 этап - начало ХХ века. Ф. Тейлор (тейлоризм). Основан на положении о том, что производством можно управлять научно (концепция достигающего руководителя и достигающего рабочего, основанная на идеях патернализма и индивидуализации).
2 этап - 20-е годы. Распространение принципов управления А. Файоля - отца современного менеджмента. Построение систем и структур управления, иерархическая штабная линейно-функциональная система управления.
3 этап - неоклассический этап 30-40-х г.г. ХХ века. Зарождение школы человеческих отношений (социально-психологических) аспектов управления; продолжение развития теории организации как социальной системы; использование социологии и социальной психологии (наук о человеческом поведении) в системе управления.
4 этап - 50-60-е годы. Количественная школа. Развитие современных количественных методов управления (математики и компьютеров), применение кибернетической теории в управлении.
5 этап - 70-е годы. Системный подход в управлении. Организация -открытая, развивающаяся система.
6 этап - 80-е годы. Ситуационный подход в управлении. Поиск взаимодействия между типами среды и формами управления. Выработка подхода к управлению как трехмерному пространству: ситуация - отношения - результат.
7 этап - 90-е годы. Три тенденции:
- возврат к технической базе, ее роли в производительности труда и конкуренции. Управление операциями, синтез деятельностей людей -технологический подход;
- организационный подход. Создание организационной культуры организации, ее имиджа, корпоративного духа и т.п.; организационное поведение - демократизация управления, партисипативные формы управления;
- усиление международного характера управления. Общее и особенное в управлении, универсальные и специальные методы управления.
ШКОЛЫ В УПРАВЛЕНИИ
- Подход научного управления (1885-1950). Фредерик Тейлор, Френк Гилберт, Генри Гант.
- Административный (классический, процессный) подход (1920-1950). Анри Файоль.
- Подход с точки зрения человеческих отношений (1930-1950). Мэри Паркер, Элтон Майо.
- Подход с точки зрения науки о поведении (1930-1960). Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор.
- Подход к управлению как процессу (с 1920).
- Подход с точки зрения количественных методов (с 1940).
- Системный подход (с 1960).
- Ситуационный подход (в настоящее время).
В психологии менеджмента четко просматриваются два течения: организационно-индустриальное и клинически-консультативное.
Организационно-индустриальное делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов и широко используется при планировании широкомасштабной кадровой стратегии.
Клинически-консультативное.специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих. Девиз этого направления: «Хорошие работники - процветающая фирма».
Оба направления неразрывно связаны и составляют единую науку.
- Приверженцы организационно-индустриального подхода сосредоточиваются на изучении групповых процессов, иерархий социальных структур и, как правило, применяют стратегию оценки объекта исследования по многим шкалам.
- Практики индустриально-организационного подхода обнаруживают проблемы в психологическом климате коллектива, обобщают данные статистических исследований, выводят столбцы диаграмм.
- "Клиницисты " больше фокусируются на индивидах, теории личности и оценке индивидуальной характеристики.
ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Школа научного управления
1. Использование научного анализа для определения лучшего способа решения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование правильного стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования от самой работы.
Классическая школа управления
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Клиницисты работают с проблемами руководителей, воспроизводящих в своем стиле лидерства свою семейную историю, или сотрудников любого ранга, не достигающих уровня своих возможностей, а
также выясняют соответствие поставленных задач сильным и слабым сторонам конкретного работника.
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Объект изучения - люди, входящие в финансовом и юридическом отношении в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественнополезным целям, а критерием их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.
Предмет психологии менеджмента. Психология менеджмента изучает психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и др.
В ее предмет входят социально-психологические явления, вопросы психологии труда, управления, общей психологии и психологии личности и др.
Объект психологии управления - управленческая деятельность. Предмет психологии управления - управленческие функции и психологические условия их реализации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, координации действий, организации, мотивирования и контроля деятельности людей для того, чтобы достичь целей организации.
СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО М. МЕСКОНУ состоит в воздействии на организацию при изменении ее структуры в целях принятия решений.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ:
- в широком смысле слова - это адаптация организации и конкретного работника к идеологии и командно-административной системе. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную производственную группу;
- в узком смысле слова - это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля деятельности людей, для того, чтобы достичь целей организации. Это деятельность по координации действий людей.
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ:
- иерархия (отношения власти и подчинения),
- культура (групповые нормы и ценности),
- рынок (сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продуктов собственности, равенстве интересов продавца и покупателя).