Система кадровой работы

Концептуально кадровая работа является профессией развития человека в условиях профессиональной деятельности; основной принцип этой работы — ценность каждого участника материального и духовного производства; одна из основных ее задач — содействие оптимальным социальным структурам на производстве, обеспечивающим развитие профессионального мастерства и формирование у людей удовлетворенности трудом. С самого начала практика кадровой работы должна фокусироваться на удовлетворении человека трудом и развитии человеческих возможностей и ресурсов в условиях профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональные работники по кадрам призваны обеспечивать наиболее полную и гармоничную самореализацию человека в процессе труда, развивать и предметно использовать научные знания о свойствах человека, особенностях профессиональной деятельности, формировании и функционировании коллективов и общества в целом, развивать человеческие ресурсы для удовлетворения индивидуальных, групповых и национальных профессиональных потребностей и стремлений.

Работники по кадрам занимаются планированием, оценкой, анализом, практической реализацией кадровой политики, применяя различные методологические подходы, работая в конкретных организационных рамках и обеспечивая эффективность работы с персоналом на многих уровнях: микроуровень — конкретный работник; мезоуровень — трудовые коллективы, социально-демографические и профессионально-квалификационные группы; макроуровень общества и государства — национальный и интернациональный.

Система кадровой работы заключается в пяти контекстах, которые являются частями целостного механизма, хотя могут анализироваться и отдельно. Это следующие контексты:

  • географический — вся кадровая работа сконцентрирована внутри определенных границ, будь то организация, регион или страна;
  • политический — каждая страна имеет политическую систему, которая составляет общественно-политическую среду для кадровой работы;
  • социально-экономический — адекватные средства к выбору профессии, получению образования, реальному трудоустройству, получению медицинской помощи, доступ к социальной защите и социальным услугам;
  • культурный — обычаи, убеждения, традиции, культура национальных групп, общин и народов; учет национальных особенностей в практике кадровой работы;
  • духовный — философия, этика, менталитет, социальные ценности, надежды и идеалы тех, с кем проводится кадровая работа; социальные ценности профессиональных работников по кадрам.

Анализ этих пяти контекстов подкрепляет существующие связи и внутреннюю логику системы кадровой работы в конкретных условиях. Внимание к названным контекстам дает сознательное направление усилиям и практике кадровой работы, помогает выявлять и использовать в работе с людьми те или иные компоненты кадровой и социальной политики.

Система кадровой работы рассматривается как единый, взаимосвязанный и долговременный комплекс, обеспечивающий постоянное совершенствование:

  • структуры кадров на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства в соответствии с изменяющимися организационной структурой управления, социально-экономическими условиями, новой техникой и технологией;
  • механизма прогнозирования, анализа и планирования кадровой работы, ее нормативной базы;
  • организационных, экономических, правовых, социально-психологических, педагогических рычагов, а также стимулов повышения эффективности работы с персоналом, научной организации труда и управления;
  • форм и методов подбора и расстановки кадров, комплекса мер по оценке и профессиональному продвижению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.

Система кадровой работы — явление многогранное, поэтому при ее разработке необходимо учитывать как внутренние связи между составляющими этой системы, так и внешние. Внутренние взаимосвязи анализируют и учитывают при составлении профессиограмм, подборе, оценке, расстановке персонала, выявлении кадровой потребности, определении уровня квалификации, форм и содержания профессиональной подготовки и т. д. Внешние взаимосвязи системы работы с кадрами с другими сферами управления следует учитывать при решении таких вопросов, как увязка потребностей и интересов общества и индивидуума, подбор руководящих кадров и формирование аппарата управления в соответствии с конкретными управленческими функциями, научная организация труда и повышение эффективности функционирования сложных социотехнических систем (предприятий, организаций, учреждений и т. д.).

Формирование и совершенствование работы с кадрами тесно связано с улучшением системы управления в целом. Известно, что развитие этой системы управления основано на сочетании трех подходов: общегосударственного, отраслевого и территориального. Этот же принцип следует использовать и при решении кадровых проблем. Создание единой государственной системы кадровой работы должно необходимым образом учитывать влияние на нее отраслевых и территориальных аспектов и особенностей.

Ключевые слова: Кадры
Источник: Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Оценка эффективности человеческих ресурсов в организации
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Методы определения потребности в кадрах
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Критерии отбора персонала
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Подготовка и повышение квалификации кадров
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Построение электронной оценки персонала: принципы и варианты
Корнюшин В.Ю. Оценка и аттестация персонала
Заключение трудового договора
Ладнова Е.С. - Прием и увольнение работников (Делопроизводство и кадры) - 2012
Анализ кадрового потенциала организации
В. А. Спивак; Организационное поведение и управление персоналом — СПб: Издательство «Питер...
Кадровый менеджмент
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Оставить комментарий