Формы организации обучения

В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса: индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная система и лекционно-семинарская система.

Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) 10—15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель последовательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал образцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллективные наставления и беседы почти не использовались.

Классно-урочная система (основы которой были заложены Я. Л. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.

Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, конференции и др.). Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам). К индивидуальным формам учебного процесса относят консультации и репетиторство.

К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика; четкость и системность в последовательности изучения учебного материала; экономическую выводу при массовом обучении.

Недостатки этой системы относятся, в основном, к организации урока как основной форме педагогического процесса: единообразие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы.

В истории педагогики предпринимались попытки усовершенствовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Англии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.

Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.

В последнее время элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и высшей.

Рассмотрим подробнее основные и дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Источник: 
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Темы: 
Материалы по теме
Выбираем репетитора вместе
...
Мотивация учебной деятельности студентов
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Готовность к обучению в школе
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов,...
Организационные формы обучения
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Принципы обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий