Финансовая система страны

Финансовая система страны  – вся сфера экономических отношений всех субъектов хозяйствования и государственных органов, участвующих в хозяйственной жизни, а также регулирующих экономические отношения в национальных границах. Поскольку в рыночной экономике, как и в переходной, практически все экономические отношения существуют в товарно-денежной форме, постольку практически все они предстают, существуют в форме денежных потоков. Колоссальное многообразие видов этих потоков образует финансовую систему страны. В финансовой системе выделяют государственные финансы, финансы предприятий и финансы населения.

Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно в свою очередь являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т. д.

Структура финансовой системы – это совокупность элементов и связей между ними. Государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает 4 звена (подсистемы):

  1. государственный бюджет – финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом.;
  2. местные финансы – средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправлениями, другие финансовые средства;
  3. специальные внебюджетные фонды (социальные и экономические);
  4. финансы государственных корпораций.

Финансовая система РФ включает:

  1. государственную бюджетную систему;
  2. внебюджетные финансовые фонды (Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);
  3. фонды личного и имущественного страхования;
  4. финансы предприятий различных форм собственности.

В процессе создания сложной финансовой системы синтез и анализ могут использоваться поочередно, а сам процесс имеет характер ряда последовательных приближений – итераций. При этом синтез чаще выполняют эвристически. В процессе анализа ранее эвристически синтезированный вариант может быть проверен на гибкость, надежность, стойкость, безопасность.

По причине сложности не всегда возможно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции, т. е. разделению системы на части, и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности, выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем в ОПС является сложной системой. Необходимо помнить, что декомпозиция может нарушать свойство эмергентности системы.

Выбор принципа декомпозиции является важным этапом исследования. Чаще всего декомпозицию производят по функциональному (обеспечение воспроизводства рабочей силы, обеспечение обороноспособности и т. п.) или агрегатному принципам (казначейство, налоговая инспекция и т. п.). Это отражается в типовом представлении финансовой системы. Такие представления рассмотрены в одном из следующих параграфов этой главы.

Источник: 
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Темы: 
Материалы по теме
Понятие и структура международных финансов
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Сущность и функции финансов
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Финансы и функции финансовой системы
Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. - Финансы и кредит (Высшее образование) - 2009
Принципы финансового планирования
Финансы, денежное обращение и кредит, под ред. Романовского, Врублевской
Система финансовых взаимоотношений
К.К.Жуйриков, С.Р.Раимов., Корпоративные финансы
Система и источники финансового права
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Финансы: определения, сущность, функции
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Страхование как финансовая категория
Киселев М.В., Михайлова Н.А., Шпаргалка по финансам
Оставить комментарий