Психологический портрет современного руководителя

Современные научные представления, основанные на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в обобщенный психологический портрет руководителя включают:
• биографические характеристики;
• способности;
• личностные черты.

Биографические характеристики. Одним из важнейших биографических показателей признается высокий уровень образования руководителей. Например, типичный менеджер в Японии имеет, как правило, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а иногда два диплома по разным направлениям. Многие российские менеджеры стремятся также получить инженерное и гуманитарное (социально-экономическое, юридическое) образование. Отечественные ученые, занимающиеся психобиографическими исследованиями, употребляют понятие «психологический возраст».

Исследования возрастных особенностей руководителей, проводимые зарубежными учеными, выявили некоторые закономерности, которые позволяют характеризовать возраст не только как природно-биологическое явление, но и как социальное. Например, в Японии средний возраст президентов компаний составляет 63,5 года; в Америке — 59 лет. Оптимальные сроки вступления на должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Известный в мире менеджер Ли Якокка в 36 лет стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании Г. Форда, а 25 лет спустя спас от катастрофы корпорацию «Крайслер». Сам он был против установления возрастного потолка для руководителей в 65 лет. В своей книге «Карьера менеджера» он писал: «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью.»

Способности. Под способностями понимают устойчивые свойства и качества людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в разнообразных видах деятельности. Человеческие способности имеют биосоциальную природу. Это означает, что формируются они на основе анатомо-физиологических задатков человека, а складываются в процессе его жизни под воздействием различных социальных факторов (прежде всего обучения и воспитания). Способности отличают от задатков.

Задатки — это качества, которые даны (заданы) человеку от рождения либо возникают благодаря естественному развитию организма как биологической системы. Благодаря задаткам у человека могут успешно формироваться и развиваться способности в результате обучения. Задатки (как и способности) могут быть общими и специфическими (специальными). Общие задатки касаются строения и функционирования организма человека в целом и его отдельных подсистем (нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и т. д.). Специальные задатки соотносятся с работой коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, двигательного и др.) и мотивационного (специфика эмоциональных процессов и по^-требностей организма). Способности и задатки у разных людей неодинаковы.

Неравенство людей по задаткам и способностям отчасти объясняется их наследственностью, но точными данными о генетических основах индивидуальных различий людей в этом отношении пока наука не располагает. Поэтому фактическое неравенство людей по способностям можно частично обосновать тем, что некоторые люди для развития своих способностей прилагают значимые усилия. И если усилия, труд затрачены на пользу других людей, то они должны быть вознаграждены. Поэтому люди, имеющие высшую квалификацию, образование, должны пользоваться большими привилегиями, иметь лучшие условия жизни, большую заработную плату, иметь работу, требующую большей общественной отдачи.

К особым случаям развития задатков и способностей относятся одаренность, талант и гениальность. Одаренные люди имеют особые природные задатки для развития разных способностей. Талантливый человек вследствие развития у себя каких-либо способностей достигает значимых успехов в выбранной им области деятельности. Гениальный человек благодаря своим способностям добивается выдающихся и признанных успехов в одном или нескольких видах деятельности.

Для изучения способностей человека используют личностные тесты (тесты общего интеллекта; тесты изучения познавательных процессов; тесты индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения; тесты на специфические музыкальные способности; художественно-изобразительные, технические способности и т. д.).

Способности руководителя делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения, компетентность, информированность и др.). В ходе исследований, проведенных американскими психологами, выяснилось, что наиболее эффективными руководителями являются те, у которых имеются средние показатели интеллекта. Выявлена и такая закономерность: не все те, кто учится отлично, становятся отличными руководителями. Специфические способности руководителя проявляются в его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными-психологами, позволили сделать выводы о том, что работа менеджера носит интенсивный характер. Например, мастер производственного участка на промышленном предприятии совершает в течение рабочего дня не менее 200-270 действий. Они очень разнообразны, часто непродолжительны по времени, относятся к разным направлениям деятельности, носят фрагментарный характер. Проводимые в США наблюдения за работой крупных высокопоставленных менеджеров показали, что около половины всех дел, которые они осуществляли в процессе деятельности, продолжались 9 мин и менее каждое, и лишь одна десятая их часть длилась более часа. Но в целом время выполнения этих дел занимало от 34 до 60% служебного времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) тратилось на общение за пределами собственной организации (контакты с вышестоящими руководителями, менеджерами других организаций, представителями по деловому партнерству и т. п.).

Специальный хронометраж, осуществляемый в ходе исследований, показал, что работа руководителей носит в основном словесный характер (80% времени занимают разговоры).

Следовательно, для эффективного общения менеджеру необходимы высокие коммуникативные способности, хорошая память, внимание, развитый и гибкий ум, хорошо поставленная речь и другие специфические качества и умения.

Личностные черты. К основным чертам личности можно отнести: 1) способность доминировать (умение влиять на подчиненных); 2) уверенность в себе; 3) эмоциональную уравновешенность; 4) стрессо-устойчивость; 5) стремление к победе (достижению цели); 6) креативность (способность к творческому решению задач); 7) ответственность; 8) предприимчивость; 9) независимость; 10) надежность; 11) общительность.

Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются чертами характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Черты характера — это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами. В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, проявление которых наблюдается постоянно. Их можно предвидеть, ожидать, планировать заранее как реакцию конкретного человека на те или иные ситуации, события и другие проявления среды.

Структуру характера составляют четыре группы черт, которые выражают отношение личности к определенной стороне деятельности:
1) к труду (например, трудолюбие, ответственность, организованность, инициативность, настойчивость, добросовестность, склонность к творчеству; либо противоположные — лень, безответственность, неорганизованность, пассивность, недобросовестность в работе, склонность к рутинной работе);
2) к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, доброта, чуткость, отзывчивость, уважение к людям, коллективизм, альтруизм, вежливость, правдивость. Противоположными чертами характера являются: индивидуализм, жесткость, безразличие, черствость, презрение, грубость, лживость);
3) к самому себе (например, чувство собственного достоинства, степень требовательности, скромность и в то же время гордость (в лучшем понимании этих слов) и связанные с ними самокритичность, самооценка. Противоположные этим черты характера: самомнение (тщеславие), самодурство, заносчивость, эгоцентризм, эгоизм, обидчивость);
4) к вещам и деньгам (аккуратность, бережливость, щедрость и, с другой стороны, неряшество, скупость, жадность, расточительство и т. п.).

Морально-волевые качества личности являются стержнем характера. Человек с сильным характером и волей отличается большой самостоятельностью, решительностью, настойчивостью в достижении поставленных целей. Слабохарактерные люди отличаются, как правило, безволием. Они не могут реализовать всех своих возможностей даже при разнообразии способностей и богатстве знаний.

Понятия «сильный» и «слабый» характер отличаются от понятий «тяжелый» и «легкий» характер. «Тяжелый» характер отличается упрямством, инертностью поведения, косностью, раздражительностью, несдержанностью, злопамятством, большим сомнением. «Легким» считается приветливый, отзывчивый, пластичный, общительный характер. Тем не менее, люди с «легким» характером могут быть легкомысленными, беспринципными, беспечными и т. д. Это говорит о том, что отдельные черты характера при их чрезмерном развитии могут деформировать характер и сделать его акцентуированным.

Источник: 
Кишкель Е.Н. Управленческая психология