Как подобрать руководителя

В последнее время большое внимание уделяется методам подбора руководящих кадров. Опрос командиров производства на ряде предприятий показал, что собеседование является универсальным средством оценки претендентов на руководящую должность. Немало сведений можно получить на основании отзывов и рекомендаций, изучения биографических данных. За рубежом широко практикуется графологический анализ.

Психологические методы включают тесты для определения личных качеств и оценки возможностей работника. Практически нет такого вида деятельности, пригодность к которой нельзя было бы определить с их помощью. За рубежом фирмы пользуются услугами оценочных центров, представляющих собой группу арбитров, решающих вопрос о профессиональной пригодности кандидатов на руководящую должность. Например, в США при их подборе используется метод психологического анализа, предусматривающий изучение фотографий по специальным физиогномическим таблицам, насчитывающим 198 признаков; графологический анализ анкеты претендента по 238 пунктам; изучение анкеты по 14 личностным параметрам (анкета содержит 140 вопросов - по 10 на каждый параметр). Составленные по каждому методу анализа профили (морфологический, графологический и анкетный) накладываются друг на друга и получается трехпрофильная характерограмма, наиболее полно отражающая качества личности.

Представляет также интерес зарубежный опыт подбора специалистов для служб персонала (кадровых). Их поиск осуществляется с помощью объявлений в прессе. От кандидатов требуется компетентность, в том числе подготовка в области вычислительной техники, знание иностранного языка, такие качества, как умение осуществлять контакты, способность добиваться намеченного, творческое начало, организаторские способности, аналитическое мышление. Наиболее предпочтительный возраст - от 31 до 40 лет. По данным опросов, две трети кандидатов на эту должность имеют специальную подготовку, в том числе юридическую и психологическую. 49 % опрошенных считают, что наиболее важными задачами, решаемыми руководителями служб, являются: развитие персонала, консультирование с руководителями различного уровня по кадровым вопросам, сотрудничество с производственным советом фирмы, организация оплаты труда, расстановка кадров и т д. Референты службы персонала занимаются планированием, подготовкой и проведением мероприятий по подбору и обучению кадров. Они должны обладать примерно тем же набором качеств, что и их руководители, плюс готовность принять на себя ответственность, умение убеждать собеседника, гибкость мышления.

Источник: 
Обозов Н.Н., Возрастная психология