Основные понятия психодрамы

Датой рождения психодрамы сам Я. Морено считал 1 апреля 1921 года, хотя этому предшествовало несколько лет напряженной работы. Изучая проблему творчества, Я.Морено пришел к заключению, что способность создавать (творить) является фундаментальным качеством человека. Творя и принимая на себя ответственность за творчество, человек уподобляется Богу. Анализируя акт творчества, Я. Морено сформулировал следующие основные понятия психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис и инсайт.

Ролевая игра

Ролевая игра - основной элемент психодрамы, который заключается в любительском проигрывании какой-либо ситуации участниками группы. Этот прием также широко используется в гештальт-терапии и поведенческой психотерапии.

Я.Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написал автор, они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Психодрама использует естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых участники группы, играя роли, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и "сценарий" и "постановка" являются результатом работы не профессионала, а самих участников группы. Психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.

Спонтанность

Понятие спонтанность и родственное ему понятие творчество составляют ядро теории действия и личности Я. Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на то, насколько раскованны и непринужденны в своих играх дети. Игры и эмоции их спонтанны.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые извне. В психодраматическом смысле спонтанность предполагает способность движения в заданном направлении, а следовательно, она не чужда контроля над собой.

По мнению Я. Морено, спонтанность - это ключ к творчеству.

"Творчество, - пишет он, - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким катализатором творчества является спонтанность".

Не являясь материальной субстанцией, спонтанность познается только через ощущения. Её нельзя накапливать и сохранять, она поглощается мгновенно и появляется, чтобы быть потраченной в единый миг творения, уступив место последующим проявлениям спонтанности. Спонтанности можно научиться с помощью разнообразных психодраматических техник. Я.Морено напрямую связывал понятия спонтанности и психического здоровья. Отсутствие спонтанности для него означало психическое нездоровье, поэтому целью психотерапии становилось "обучение спонтанности".

Конечным продуктом творческого процесса являются культурные объекты (дословно у Я. Морено - "культурные консервы") - это многократно используемые продукты акта творчества, существующие в длительно хранящейся материальной и нематериальной форме: книги, картины, музыка и даже принятые модели поведения. Поскольку культурные объекты способствуют непрерывному совершенствованию цивилизации и преемственности культурного наследия, их необходимо обновлять и воссоздавать, чтобы заменять устаревшие и пришедшие в негодность.

Хотя культурные объекты необходимы для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством культурных объектов невозможно.

В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Проблемы и взаимотношения не обсуждаются, а переживаются в реальном действии. Это все сближает психодраму с другими психотерапевтическими подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти.

Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" содержит два критерия - адекватный ответ и новизна. Поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который незнаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-либо роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологичное.

"Теле"

"Теле" - одно из основных понятий психодрамы, обозначающее двухсторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Оно также включает в себя те позитивные и негативные чувства, которые испытывают люди в отношении друг друга в процессе психодраматического действия.

Я.Морено определил "теле" как "вчувствование людей друг в друга". К. Рудестам (1990) определяет понятие "теле" как "взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии".

Результатом использования понятия "теле" в изучении групп является признание того, что мы видим других не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношении к нам. Групповая психодрама позволяет нам проанализировать наше восприятие других людей. Понятие "теле" особенно значимо для социодрамы.

Катарсис

Понятие "катарсис" восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.

В психодраме используется понятие катарсиса в значении, которое определил для него Аристотель - эмоциональное потрясение и внутреннее очищение. Однако Я. Морено расширил содержание этого понятия, распространяя действие катарсиса не только на зрителей, но и на актеров. По его словам:

"Она (психодрама) имеет лечебный эффект - не по отношению к зрителю (вторичный катарсис), а по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и одновременно освобождает себя от нее".

В античных трагедиях катарсис является вторичным по значимости по сравнению с сюжетной линией; в психоанализе катарсис является вторичным по сравнению с последующим анализом, но в психодраме процесс катарсиса и интеграции более важен, чем сценарий или анализ переживаний и действий.

Психодраматическая ситуация словно специально предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис переживают авторы конкретной драматической ситуации, актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене; также в процесс переживания катарсиса может быть вовлечена и аудитория.

Инсайт

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем.

Групповая психотерапия ставит своей целью создание такого климата в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта.

Ключевые слова: Психодрама
Источник: Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Материалы по теме
Техники психодрамы
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Социодрама
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Понятие психодрамы в социометрической концепции Дж. Морено
Руденский Е.В., Социальная психология
Группа психодрамы
...
Основные фазы психодрамы
Гриншпун И.Б., Психодрама
Метод психодрамы
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Формы и виды психодрамы
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Психодрама
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Оставить комментарий