Упражнения по психодраме

«Разогрев». К какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии.

Поделитесь своими пожеланиями или жалобами. Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии.

Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу.

«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).
«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).
«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Персонификация» животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
«Что мешает мне позаботиться о себе». Опишите партнеру свою ситуацию. Возьмите на себя роль той части, которая нуждается в помощи, и выразите ее в действии.

Сделайте то же самое с частью, которая мешает вам позаботиться о себе. Затем пусть партнер возьмет на себя эти роли. Обсудите с ним альтернативы и выразите это в действиях. Вариант для троек: после того. как вы определили части и нашли способы их выражения, вы создаете скульптуру, где партнеры берут на себя роли разных частей. «Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном
группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.

«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.

«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить участника видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы.
«Телефонный разговор»: то же по телефону, в качестве абонента отвечает вспомогательное лицо.
«Реплики в сторону» (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).

«Близкие и далекие». В роли Терапевта разместите членов группы в пространстве, назначьте каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: Терапевт расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.

«Скульптура семьи». В роли Терапевта выберите в группе тех, кто напоминает вам членов вашей семьи, в том числе тех, с которыми вы росли. Усадите семью за обеденный стол или разместите в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дайте краткую информацию о его прототипе и реплику, отражающую характер персонажа. Затем Терапевт превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли, взаимодействуют в ролях и потом делятся своими впечатлениями.

«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.
«Свеча» позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.

«Вопросы протагонисту»:
- Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
- Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
- Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?
- В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
- Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
- На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
- В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
- Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?
- Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку?
- Что бы вы хотели услышать от него?

«На троне». Протагонист садится на стол, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.
«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.
«Театр сновидения». Участники разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.
«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.
«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Дублирование». Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
«Максимизация». Терапевт предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его.
«Конкретизация». Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.

«Круг давления» (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.

«Стена» (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.

«Круг утешения». Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.

«Шеринг из ролей». Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры.
«Деролинг». Протагонист подходит к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)».

«Шеринг от себя». Зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают мнение об исполнении ролей, отмечают проявленные протагонистом ресурсы, достигнутое им понимание проблем и полученные умения. Затем участники описывают то, что они испытывали по отношению к своей роли, свои чувства в отношении разыгранного конфликта. После этого члены группы рассказывают о собственных проблемах, которые они осознали во время сессии (идентификация проблем). Выделяются новые способы реагирования и обсуждаются возможности применения их в будущем.

«Ответы участников».
- Что нового Вы узнали для себя из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
- Какие трудные моменты Вы испытали в этой драме из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
- Что Вы воспринимаете удачным (достигшим цели) в этой сессии из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?

Фаза разогрева
- Какую динамику произвел конкретный протагонист? Каков был критерий выбора этого протагониста? Каковы ваши осознания по поводу социометрии в группе?

Фаза действия
- Соблюдались ли основные правила психодрамы? Определите два правила, которые лично вы поддерживали. Определите одно правило, требующее особого внимания.
- Была ли дана протагонисту возможность что-либо переделать или доделать?
- Как были использованы дополнительные «Я»? Как они не были использованы?

Заключительная фаза
- Каким образом было облегчено вхождение протагониста обратно в группу?
- Облегчил ли терапевт деролинг дополнительных «Я»?

Общие вопросы
- Ощущалось ли четкое различие между психодраматической и каждодневной
реальностью?
- Какие роли в этой драме Вы хотели бы играть, но не играли?
- Были ли Вы способны участвовать в психодраме в той степени, в которой хотели?
- Что, по Вашему мнению, следовало бы подробнее осветить во время процессинга?

Источник: 
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт