Теория социального научения Дж. Роттера

Джулиан Роттер, американский психолог, родился в Нью-Йорке в 1916 году.

Основные работы Дж. Роттера: «Социальное научение и клиническая психология» (1954), «Приложения социально-научающей теории личности» (в соавторстве, 1972), «Личность» (в соавторстве, 1975), глава «Теория социального научения» в книге «Ожидания и действия: модели ожидаемой ценности в психологии» (1981), «Развитие и приложения теории социального научения» (1982).

Основные положения

Прогноз поведения человека в сложных ситуациях основан на анализе взаимодействия четырех переменных: 1) потенциала поведения, 2) ожидания, 3) ценности подкрепления и 4) психологической ситуации.

  1. потенциал поведения — это вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то стимулом. Поведение состоит из моторных реакций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций (например, гнев в ответ на оскорбление);
  2. ожидание - это субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (например, ожидание того, что гнев заставит обидчика извиниться). Ожидания могут быть специфическими, т.е. применимыми к одной конкретной ситуации, и генерализованными, т.е. отражающими опыт различных ситуаций;
  3. ценность подкрепления — это степень, с которой человек предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности их получения (например, посещение театра — посещению ресторана). Ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте и может меняться с течением времени (например, общение с другими людьми будет иметь большую ценность, если человек одинок, и меньшую, если он не одинок). При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией;
  4. психологическая ситуация — это совокупность внешних обстоятельств поведения, воспринимаемых или представляемых индивидом;

Основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности:

  • потребность признания,
  • потребность в защите,
  • потребность в доминировании,
  • потребность в независимости,
  • потребность в любви и привязанности,
  • потребность в физическом комфорте.

Основные компоненты потребности: 1) потенциал потребности, 2) ценность потребности, 3) свобода деятельности и 4) минимальная цель:

  • потенциал потребности — это степень вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности;
  • ценность потребности — это степень вероятности выбора тех подкреплений, которые связаны с удовлетворением данной потребности;
  • свобода деятельности — это наличие вариантов поведения, с которыми индивид связывает свои ожидания удовлетворения потребности;
  • минимальная цель — это та цель, достижение которой еще воспринимается индивидом как удовлетворение потребности, т.е. позитивно.

Чем выше ценность потребности и ниже свобода деятельности, тем выше вероятность фрустрации (т.е. неудовлетворения) потребности. Более обобщенная формула прогноза поведения человека по Роттеру: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности;

Локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля).

Интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них меньше возникает психологических проблем в жизни, реже встречается депрессия и другие психические расстройства, выше самоуважение и уровень адаптированности, они более устойчивы к внешним воздействиям и независимы от окружающих.

Таким образом, Дж. Роттер показал значение таких внутренних переменных, влияющих на поведение человека, как: локус контроля, ожидание вероятности удовлетворения потребности, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления. Учение Роттера явилось новым шагом в развитии необихевиоризма.

Ключевые слова: Научение
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Подход к научению как процессу
...
Специфика психофизиологического рассмотрения научения
...
Подкрепление в научении через наблюдение
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Теория социального научения по Дж. Роттеру
Мельник С.Н., Психология личности
Научение у животных
Карпов А.В., Общая психология
Оперантное обусловливание
Соловьева С.Л., Психотерапия
Когнитивное научение в психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Научение в поведенческой психотерапии
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Оставить комментарий