Теория социального научения Дж. Роттера

Джулиан Роттер, американский психолог, родился в Нью-Йорке в 1916 году.

Основные работы Дж. Роттера: «Социальное научение и клиническая психология» (1954), «Приложения социально-научающей теории личности» (в соавторстве, 1972), «Личность» (в соавторстве, 1975), глава «Теория социального научения» в книге «Ожидания и действия: модели ожидаемой ценности в психологии» (1981), «Развитие и приложения теории социального научения» (1982).

Основные положения

Прогноз поведения человека в сложных ситуациях основан на анализе взаимодействия четырех переменных: 1) потенциала поведения, 2) ожидания, 3) ценности подкрепления и 4) психологической ситуации.

  1. потенциал поведения — это вероятность данного поведения, встречающегося в какой-то ситуации в связи с каким-то стимулом. Поведение состоит из моторных реакций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций (например, гнев в ответ на оскорбление);
  2. ожидание - это субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения (например, ожидание того, что гнев заставит обидчика извиниться). Ожидания могут быть специфическими, т.е. применимыми к одной конкретной ситуации, и генерализованными, т.е. отражающими опыт различных ситуаций;
  3. ценность подкрепления — это степень, с которой человек предпочитает одно подкрепление другому при равной вероятности их получения (например, посещение театра — посещению ресторана). Ценность различных подкреплений основана на предыдущем опыте и может меняться с течением времени (например, общение с другими людьми будет иметь большую ценность, если человек одинок, и меньшую, если он не одинок). При этом ценность подкрепления соотносится с мотивацией;
  4. психологическая ситуация — это совокупность внешних обстоятельств поведения, воспринимаемых или представляемых индивидом;

Основная формула поведения по Дж. Роттеру: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

Люди действуют целенаправленно, максимизируя поощрение и избегая наказания, стремясь удовлетворить следующие основные потребности:

  • потребность признания,
  • потребность в защите,
  • потребность в доминировании,
  • потребность в независимости,
  • потребность в любви и привязанности,
  • потребность в физическом комфорте.

Основные компоненты потребности: 1) потенциал потребности, 2) ценность потребности, 3) свобода деятельности и 4) минимальная цель:

  • потенциал потребности — это степень вероятности того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной потребности;
  • ценность потребности — это степень вероятности выбора тех подкреплений, которые связаны с удовлетворением данной потребности;
  • свобода деятельности — это наличие вариантов поведения, с которыми индивид связывает свои ожидания удовлетворения потребности;
  • минимальная цель — это та цель, достижение которой еще воспринимается индивидом как удовлетворение потребности, т.е. позитивно.

Чем выше ценность потребности и ниже свобода деятельности, тем выше вероятность фрустрации (т.е. неудовлетворения) потребности. Более обобщенная формула прогноза поведения человека по Роттеру: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности;

Локус контроля — это качество личности, характеризующее ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам (экстернальный локус контроля), либо собственному поведению и своим усилиям (интернальный локус контроля).

Интерналы больше заботятся о своем здоровье, у них меньше возникает психологических проблем в жизни, реже встречается депрессия и другие психические расстройства, выше самоуважение и уровень адаптированности, они более устойчивы к внешним воздействиям и независимы от окружающих.

Таким образом, Дж. Роттер показал значение таких внутренних переменных, влияющих на поведение человека, как: локус контроля, ожидание вероятности удовлетворения потребности, степень выраженности потребности, субъективная значимость ценности подкрепления. Учение Роттера явилось новым шагом в развитии необихевиоризма.

Ключевые слова: Научение
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта
...
Сущность понятий «усвоение», «учение», «научение», «учебная деятельность»
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Теория научения
...
Проблемы мотивации в психологии научения и активации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Научение через моделирование
...
Сила мотива и эффективность научения
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теория социального научения А. Бандуры
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
Подход к научению как процессу
...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий