Средства обучения

Средства обучения — обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ.

Термину «средства обучения» в России соответствуют такие понятия, как «учебное оборудование», «наглядные пособия», «учебные пособия», «дидактические средства». Это различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения — информационная, дидактическая, контрольная.

В педагогической науке отсутствует строгая классификация дидактических средств. Например, польский педагог В. Оконь предложил классифицировать средства по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. К гтростым средствам обучения относятся: словесные (учебники и другие тексты) и визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.). К сложным — механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио), аудиовизуальные (звуковой фильм, ТВ, видео) средства, средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). Их специфика заключается в способности сообщать учебную информацию, которую Нельзя познать без специальной аппаратуры. Главное средство передачи информации — зрительный и/или звукозрительный образ, предельно реалистично моделирующий объект, явление и процесс. Важная особенность этих средств заключается в наличии документальной основы, возможности фиксировать факты, события, научные опыты и т.д. ТСО подразделяют на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи). К этой группе относят также средства новых информационных технологий — компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники, лингафонные устройства (языковые лаборатории) и др.

Сочетание традиционных ТСО с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой создает условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного ее применения, для выработки новых форм общения учителя и учащихся, а также для самостоятельной работы учащихся.

Компьютеры используются в различных целях: иллюстративных, консультационных, обучающих, тренировочных, контролирующих. В одной компьютерной программе могут объединяться обучение, тренировка, контроль.

Среди разнообразных информационных систем центральное место занимает Интернет. В последние годы технологии всемирной сети активно внедряются в процесс обучения. Появилась трехмерная графика, с помощью которой создаются компьютерные модели различных объектов, пространства, среды. На сайтах Интернета можно посетить музеи, провести эксперимент, не подвергаясь опасностям реального мира. Компьютерные телекоммуникации способствуют созданию особой среды общения людей, взаимодействия представителей различных национальных, возрастных, профессиональных групп независимо от их местонахождения.

Проектированием и созданием средств обучения занимаются научно-педагогические, производственные учреждения, различные фирмы, издательства.

Источник: 
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Темы: